Ешё не вступивший в силу закон о запрете рекламы у иноагентов уже оказывает влияние на их деятельность.
Проект данного закона успешно прошел третье чтение в Думе. Его еще должен поддержать Совфед и подписать президент, однако жизнь блогеров с этим статусом уже меняется. Так, журналистка Катерина Гордеева** решила закрыть свой проект на YouTube. Shot оценил, что Юрий Дудь* может потерять до 70% от своих рекламных доходов. Блогер Александр Штефанов***, снявший фильм о жизни в Донецке и Мариуполе после 24 февраля 2022 года, уехал из РФ из-за "нереальных требований" к иноагентам, пишет Газета.ру.
Госдума в третьем и окончательном чтении приняла проект закона о запрете российским гражданам и компаниям размещать рекламу на ресурсах физических лиц, которых власти признали иностранными агентами. Информация об этом опубликована в электронной базе нижней палаты парламента.
На рассмотрение документ внесла группа депутатов во главе с председателем Госдумы Вячеславом Володиным, авторами инициативы выступили 395 парламентариев .
В соответствии с проектом закона, за несоблюдение нововведения власти предусмотрели административный штраф для граждан в размере до 50 тыс. руб., для юридических лиц — до 500 тыс. руб. При этом за нарушение, совершенное после двукратного привлечения к административной ответственности в течение одного года, грозит уголовное наказание до двух лет лишения свободы. Документ должна поддержать верхняя палата парламента, затем проект поступит на подпись Владимиру Путину, после этого закон вступит в силу.
На этом фоне журналистка Катерина Гордеева** (признана в РФ иностранным агентом) приостановила свой проект "Скажи Гордеевой" .
"Мы всегда воспринимали проект "Скажи Гордеевой" как честный, независимый бизнес нашей маленькой творческой артели. Принцип простой: мы продаем рекламные интеграции и снимаем на заработанные деньги фильмы и интервью. В связи с принятием закона о запрете рекламы у иноагентов, мы больше не сможем работать как прежде", — написала она в своем Telegram-канале. В посте журналистка также упомянула, что анонимные "доброжелатели" активно запугивали рекламодателей программы и до появления закона. По словам Гордеевой**, уже отснятый материал будет опубликован, тем более, что многие выпуски стали результатом долгих переговоров, на которые было потрачено много времени и сил.
"Нам очень непросто говорить вам, нашим зрителям, что мы — всё. Конечно, мы будем искать выход. Но пока так", — заключила она**.Гордеева** запустила свой проект в январе 2021 года. На канале "Скажи Гордеевой" выходили интервью и документальные фильмы. В числе самых популярных — интервью с актером Артуром Смольяниновым** (признан в РФ иноагентом, включен в список террористов и экстремистов), телеведущей Ларисой Гузеевой, лидером ДДТ Юрием Шевчуком. Минюст РФ признал интервьюера иноагентом в сентябре 2022 года. Новый закон скажется и на других блогерах. Например, из-за него "на неопределенное время перебраться за границу" решил Александр Штефанов** (признан в РФ иностранным агентом), снявший фильм о жизни в Донецке и Мариуполе после 24 февраля 2022 года. Он подчеркнул, что "иноагентам предъявляют все более нереальные требования, чтобы продолжать жить в РФ".
"вДудь" потеряет 70% доходов Как написал Telegram-канал Shot блогер Юрий Дудь** (признан в РФ СМИ-иноагентом) потеряет до 70% от всех своих рекламных доходов после вступления в силу указанного законопроекта. Канал оценил потери в 100 млн руб., не указав, за какой период и как получена эта цифра.
По данным Shot, у Дудя** рекламу в 2023 году заказывали сервис поиска специалистов "Профи", цветочная фирма "Flowwow", онлайн-университет SkyPro, курсы "Синхронизация", маркетплейс с доставкой из-за рубежа USmall.
Пока непонятно, какое решение примет самая известная фирма, которую рекламировал блогер** — сервис по поиску билетов Aviasales. Как отмечает канал, головная компания организации Go Travel Un Limited зарегистрирована в Гонконге, но юридические лица в России у поисковика тоже есть, работает фирма преимущественно для русскоязычной аудитории.
Telegram-канал, без указания конкретных компаний, сообщил, что иностранные компании тоже заказывают рекламу у Дудя**, например, криптобиржа, голландский сервис VPN, испанские агентство недвижимости и языковая школа.
Журналист Алексей Пивоваров** (признан Минюстом иноагентом), создатель и основной ведущий YouTube-канала "Редакция" (более 4 млн подписчиков), объявил о решении передать юридические права и управление Telegram-каналом команде редакторов.
По словам Пивоварова**, из-за закона о запрете рекламы у иноагентов он был вынужден попрощаться со значительной частью команды. "Несмотря на то что "Редакция" находится в России, работает вбелую и все наши рекламодатели тоже здесь, по нам он бьет намного сильнее, чем по многим, кто работает из-за границы", — цитирует Пивоварова РБК.
Журналист** также сообщил, что эта ситуация ускорила решение о передаче прав на управление каналом, о котором он "размышлял уже какое-то время". "В самое ближайшее время "Пивоваров (Редакция)" поменяет название и логотип. В профессионализме ребят я не сомневаюсь и надеюсь, вы поддержите их тем, что продолжите читать этот канал. Не буду скрывать, для меня это сложные и болезненные изменения, но я уверен, что проект переходит в хорошие руки", — сообщил Пивоваров**.
"Редакция" — русскоязычный канал на YouTube, который появился на видеохостинге в марте 2019 года. На нем выходят еженедельные обзоры основных новостей, которые ведет сам Пивоваров**, а также интервью, журналистские расследования и научные передачи. На "Редакцию" подписаны 4,09 млн человек, на канале размещены 812 видео.
Пивоваров** в прошлом был главным редактором RTVI, продюсером "СТС Медиа", корреспондентом программы "Намедни" на НТВ. Минюст признал его иноагентом в июне 2022 года. * признан в РФ СМИ-иноагентом ** признана в РФ иностранным агентом *** признан в РФ иностранным агентом |
Комментарии читателей: