Как стало известно “Ъ”, «Уральские авиалинии» и iFly до сих пор не смогли рассчитаться с западными лизингодателями за самолеты. Лицензии OFAC на проведение выплат действительны до конца сентября, средства из ФНБ на сделки должны были поступить неделю назад, но по состоянию на вечер 26 сентября этого не произошло. По предварительным данным, речь идет менее чем о 50 млрд руб. за страховое урегулирование по 22 самолетам.
По словам источников “Ъ”, в авиакомпаниях опасаются просрочки лицензий, хотя финансовый блок правительства «подготовил все для перевода средств».
Рисунок: Виктор Чумачев, Коммерсантъ
Как выяснил “Ъ”, «Уральские авиалинии» и iFly до сих пор не смогли переоформить самолеты иностранных лизингодателей в российскую собственность. Компании летом первыми из частных перевозчиков согласовали с Минтрансом получение средств из ФНБ на страховое урегулирование — ранее это удалось только «Аэрофлоту» (см. “Ъ” от 31 августа). Деньги должны были поступить лизинговой «НЛК-Финанс» (контролируется Росавиацией) «до двадцатых чисел сентября» для последующего перевода иностранным лизингодателям. Лицензии OFAC, которые собственники воздушных судов оформили для получения платежей, действуют до конца сентября. Для закрытия сделок остается три будних дня, но по состоянию на конец дня 26 сентября движения средств не было.
Как рассказал “Ъ” источник в правительстве, перевозчики опасаются срыва сделки.
При этом, по его словам, Минэкономики и Минфин «провели весь комплекс необходимых работ и согласований, задержки с их стороны нет». Источник “Ъ” в Минтрансе предположил, что финансирование задерживается «из-за бюрократических процедур». Официально в министерстве на запрос “Ъ” не ответили. В Минфине ограничились уточнением, что решения по сделкам «сообщают по факту их проведения». «Уральские авиалинии» подтвердили “Ъ” оценку стоимости 19 своих Airbus в 28–33 млрд руб., но от других комментариев воздержались. Представитель iFly, чьи три А-330 оцениваются в 9–10 млрд руб., отказался обсуждать ситуацию.
Ряд собеседников “Ъ” в авиаотрасли связывают затягивание сроков с намерением Минтранса «придержать средства ФНБ» в интересах «Аэрофлота». «Аэрофлот» планирует до конца года завершить страховое урегулирование по 61 самолету (18 уже переоформлены на «НЛК-Финанс»). Пока не состоится расчет за оставшиеся как минимум 43 ВС крупнейшего перевозчика, остальные «будут ждать финансирования», полагает собеседник “Ъ” в одной из авиакомпаний.
Как уточнили “Ъ” в Минэкономики, на самолеты «Аэрофлота» из средств ФНБ уже потрачено 98 млрд руб., которые были выданы «НЛК-Финанс». Десять первых самолетов были в начале 2023 года выкуплены Аэрофлотом за 35 млрд руб., летом из ФНБ выделили еще 63 млрд руб.
Источник “Ъ” в правительстве сомневается в справедливости версии о «резервировании средств для "Аэрофлота"».
По его данным, из оставшихся зарезервированных в ФНБ на самолеты 202 млрд руб. около 100 млрд руб. как раз отведены на сделки «Уральских авиалиний», iFly и S7 — на последнюю, по его информации, приходится около половины суммы, но она «все еще на стадии согласования со всеми сторонами». Других заявок на госфинансирование, уточняет собеседник “Ъ”, пока не поступало: «Оставшиеся примерно 100 млрд руб. будут распределяться в 2024 году, если появятся желающие». В S7 не стали комментировать ход переговоров по самолетам.
Приоритетное финансирование парка «Аэрофлота» с точки зрения государства выглядело бы рациональным решением, хоть и «несправедливым с точки зрения других частных перевозчиков», отмечает главный редактор Avia.ru Роман Гусаров. Государство, поясняет эксперт, может быть вполне замотивировано в выкупе молодого флота группы, который в будущем может быть передан в другие компании по мере пополнения парка «Аэрофлота» российскими судами. Что касается отсутствия заявок других перевозчиков на госфинансирование, то неудачи в переговорах или неготовность документов легко списать на «козни чиновников», подчеркивает господин Гусаров.
Не стоит преуменьшать сложность процесса согласований, возражает аналитик канала «Мои инвестиции» Елена Сахнова.
В рамках страховых урегулирований перебирается множество схем для попадания под санкционные исключения, поясняет она: «Это долго и сложно, как и само определение стоимости самолетов». Также аналитик разделяет опасения перевозчиков о просрочке лицензий OFAC, продление которых «выглядит крайне затруднительным и многосторонним процессом». Лучше, уверена госпожа Сахнова, не рисковать с выходом за разрешенные сроки.
Оценить перспективы авиакомпаний за пределами топ-5 в 2024 году договориться с иностранными собственниками воздушных судов сегодня невозможно, отмечает эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. Более крупным перевозчикам, по его словам, проще договориться с иностранцами, тогда как позиции «небольшой авиакомпании с тремя самолетами» могут иметь небольшой вес.
Айгуль Абдуллина.
Комментарии читателей:
28.09.2023 11:20me1
Ну вот, дожились!
Скоро вообще самолеты летать перестанут
28.09.2023 11:20me1
В Москву только поезда ходить станут
28.09.2023 11:20me1
Кстати Уральские авиалинии и в Новокузнецке работают куда то летают, не знаю точно куда
28.09.2023 11:25Нюська
Не хотелось бы!!!!!!
28.09.2023 11:25Нюська
Самолет самое быстрое средство связи
28.09.2023 16:28ЖЖЖ
Еропланы это вчерашний день.
Телепортироваться бум!
28.09.2023 16:29ЖЖЖ
Раз - и ты уже в Нью-Йорке. Класс же?
28.09.2023 20:47Близнец
ЖЖЖ сказал(а):
Раз - и ты уже в Нью-Йорке. Класс же?
Нечего там делать .Глянь на Манхэттэн ,один из пяти боро Нью- Йорка ...
29.09.2023 00:41эксперт
Судя по всему это день, когда выкидывают бумажный мусор. В пакетах вижу много картона. Пакеты прозрачные, чтобы было видно что внутри, люди их выставляют, скоро приедут мусорщики и все увезут на переработку. Есть еще стеклянный день, день пластика, день ТБО (всего остального).. Хорошая практика.
КузПресс: новости Новокузнецка и Кузбасса. Фото города Новокузнецка. Погода, происшествия, скандалы, бизнес, культура, спорт. Хоккейный клуб "Металлург". Футбольный клуб "Металлург-Кузбасс". Новости, комментарии, аналитика.
Все права на любые материалы,
опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным
законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании
текстовых и фотоматериалов ссылка на "КузПресс.Ru"
обязательна. При полной или частичной перепечатке материалов в интернете
гиперссылка на "КузПресс.Ru"
обязательна. E-mail:
Комментарии читателей: