"Дилетантские заметки" предлагает вашему вниманию гость портала КузПресс Сципион.
В Кузнецком каменноугольном бассейне трендовые публикации о ведущей отрасли напоминают похоронный марш.
Чуть-чуть упала добыча в первом квартале и сразу “нет будущего”. Мол, ведь и в 2019 добыча упала относительно 2018-го на 1.7%. Правда, в 2018-м она выросла сравнительно с 2017-м на 5,7% больше – https://tass.ru/sibir-news/7523693При этом (цитата) “объём инвестиций в развитие угольной промышленности Кузбасса 105 млрд рублей, что на 7,7 млрд рублей больше, чем в 2018 году (2018 г. – 97,261 млрд рублей). 85 млрд рублей (или 81 %) от общего объема инвестиционных ресурсов направлено на техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий угольной отрасли Кузбасса и 20 млрд рублей (или 19 %) на строительство новых объектов угольной отрасли” – это из официальных итогов 2019 года: https://vse42.ru/articles/31036341
Частника хрен обманешь и если он вкладывает деньги в отрасль, значит, не всё потеряно.
При этом угольщиков, видимо, ждут нелёгкие времена. Половина добытого в Кузбассе идёт на экспорт, а в мире угля накопали много, цены падают. Прогнозируется мировой кризис, значит, ещё более упадёт потребность во всех видах энергии.
Что касается нефти за бесценок (онолитег пролил слезу по поводу биржевого казуса, когда фьючерсы временно ушли в нуль), то биржевой сбой ничего не значит, добыча уравновесится с уровнем потребления и те же биржи приведут цены в разум.
В замену углеводородов ВИЭ верить не стоит, “зелёные” возбуждаются, когда энергоносители дорожают. А когда они дешевеют, бизнес посылает “зелёных” и работает на дешёвых угле, газе, нефти.
Потребление кузбасского угля, наверное, снизится, но не до уровня катастрофы. Предположу, что потребительская константа как энергетических, так и металлургических углей сохранится в любом случае – как внутри страны, так и у зарубежных наших клиентов. На каком уровне – будем посмотреть.
Помнится, в 90-е много всякого говорили о "газовой паузе", мол, газом следует заменить уголь, а угольную отрасль осовременить. Кузбасскую квоту добычи планировали (почти всерьёз) уменьшить до 60 млн тонн, практически вдвое относительно советского периода. Рентабельность добычи увязывали с грузовым тарифом и получалось, что возить уголь можно не далее 700 км, то есть до Омска.
Слава Богу, нашлись разумные головы (первая из них - Аман Тулеев) и угольную отрасль спасли.
И вдруг возникла новая проблема - травмоопасность подземной добычи. "Зыряновская", "Ульяновская", "Распадская" - трагедии с массовыми жертвами.
В чём причины? Помимо обычной человеческой безалаберности подвела суперсовременная техника. И организация труда.
Нынешний комбайн типа "Джой" способен нарубить угля много и ещё столько же, проветривание не поспевает за добычей, а добыть всем охота больше, чтобы больше заработать и продать.
Тулеев говорил о том, что, отдав приоритет открытой добыче, "перевернули пирамиду". Но тут же завыли экологисты о погублении ЗЕМЛИ. Что ж, они правы. Но смертей стало меньше., практически единичные случаи...
Так и будем дальше жить: решая одну проблему, готовиться к другой.
И насчёт жизни в Кузбассе. Я тут живу 74 года. Худо-бедно, но мы выросли из грязи и нищеты. Сравнить с 60-ми годами, да даже с 80-ми – небо и земля.
По-видимому Кузбасс перенаселён. В эпоху сталинской индустриализации сюда понагнали людскую массу. Техническая революция ликвидировала массу нужных в прошлом профессий. Всяких там людей с лопатами и отбойными молотками.
Ну, и т. д. Рассуждать можно много, только стоит ли?
|
Комментарии читателей: