Президент России В.В. Путин 25 марта обратился к гражданам России в связи с распространением эпидемии коронавируса в мире.
Объемное выступление по крайне актуальной теме и, следует отметить, своевременное. Ситуация действительно требует быстрых, выверенных и нестандартных действий, способных предотвратить в России реализацию сценария, подобного итальянскому. Отсидеться в стороне, как это удалось с птичьим и свиным гриппом, атипичной пневмонией, в этот раз не получается. Оставлю сейчас в стороне глубинные и поверхностные причины самой эпидемии (пандемии), на эту тему и так много пишут и говорят, так как время "собирать камни" или "считать цыплят" точно наступит не ранее осени, то есть спустя шесть месяцев, где-то к октябрю. Косвенно это можно было услышать и в выступлении президента: - необходимо предоставить отсрочку по всем налогам, за исключением НДС, на ближайшие шесть месяцев; - отсрочка по кредитам на ближайшие шесть месяцев компаниям малого и среднего бизнеса, оказавшимся в сложной ситуации; - мораторий на подачу заявлений кредиторов о банкротстве компаний и взыскании долгов и штрафов сроком на шесть месяцев. Всего выступление содержит восемь конкретных инициатив, руководствуясь принципом "утро вечера мудренее" на свежую голову, не включившись сразу после выступления президента в непродуктивные дебаты на форумах, выскажу и свое мнение, основанное на почти тридцатилетнем опыте работы в экономике и финансах. Итак, первые три инициативы: продление социальных пособий и льгот гражданам; поддержка семей с детьми, выплата материнского капитала и пособий; поддержка заболевших и потерявших работу граждан, носят социальный характер и логично будут решаться правительством и органами исполнительной власти регионов. Надеемся, что финансовых и организационных ресурсов для этого достаточно. Четвертая инициатива, предоставление налоговых каникул по кредитам граждан и индивидуальных предпринимателей логична и необходима, должна быть решена во взаимодействии с Банком России и больших сложностей здесь не предвидится. Разумно оценивающие ситуацию на кредитном рынке банки давно и самостоятельно решают возникающие вопросы кредитования этих секторов экономики. Положительный опыт есть и, если теперь он будет поддержан соответствующими регуляторными документами, потери от ситуационной некредитоспособности некрупных заемщиков могут быть сведены к минимуму у этих заемщиков и их кредиторов. Это же касается и кредитов компаний малого и среднего бизнеса, упомянутых в следующем пункте. Данная инициатива, хоть и не нова в финансовой практике, но она уместна и должна иметь ожидаемый результат. Пятая инициатива. Отсрочка по налогам, кроме НДС, малому и среднему бизнесу, по страховым взносам микропредприятиям; временный мораторий для защиты от банкротства предприятий – необходимы и дадут эффект, если ситуация будет преодолена в упоминаемый срок шесть месяцев, что возможно, но гарантировать этого никак нельзя. Сроки преодоления эпидемии и вынужденного сокращения экономической активности могут быть более долгими, а сроки восстановления экономики совершенно однозначно выходя за пределы 2020 года. В этой же логике сформулирована и шестая инициатива, сокращение с 30 до 15 процентов страховых взносов, исчисляемых с заработной платы для малых и средних предприятий. Здесь видится недостаточная конкретизация формулировки. Начисления и оплату взносов с фонда оплаты труда производят работодатели, прямого отношения к доходам граждан это отношения не имеет и, если предприятия до текущего момента платили части сотрудникам заработную плату менее официального уровня МРОТ, то рассчитывать, что сейчас они повысят оплату труда выше МРОТ, необоснованно. В этой части инициатива не принесет ожидаемого стабилизирующего эффекта. Две "отдельные меры" в инициативах президента: Налогообложение в 15 процентов дивидендов, выводимых за рубеж, готовность отказаться от межгосударственных соглашений по избежанию двойного налогообложения и решать эту проблему в одностороннем порядке со странами, через которые проходят значительные ресурсы российского происхождения. Это, надо полагать, офшоры и иные "финансовые убежища" за границей. Инициатива логична, справедлива, позитивно воспримется обществом, но экономического эффекта это не даст. У подобных компаний остается масса возможностей получать свои доходы в прежних размерах, элементарно не формируя прибыль в России, а оставляя часть выручки за рубежом. Самый простой путь через трансфертное ценообразование. Установление налога на процентный доход в размере 13 процентов для граждан, чей общий объём банковских вкладов или инвестиций в долговые ценные бумаги превышает 1 миллион рублей. Как нам было сказано, "такая мера затронет лишь порядка одного процента вкладчиков". Вот здесь самое сложное и непонятное для всех, включая специалистов, поскольку обнародованная логика должна быть конкретизирована соответствующими нормативными документами. Лежащее на виду несоответствие, мнения, что это коснется "лишь одного процента вкладчиков" ошибочно. Вот официальные данные мониторинга застрахованный вкладов госкорпорации "Агентство по страхованию вкладов" (АСВ). Как видно, в 2019 году сумма вкладов в банках до 1 миллиона рублей составляла 11 процентов по суммам вкладов и 9,4 процента по количеству вкладчиков. Это вовсе не один процент. Многие финансисты полагают, что логичнее было исходить из максимальной суммы страхования в АСВ, то есть 1,4 миллиона рублей, тогда это не имело бы, как минимум, репутационных издержек для государства и его уполномоченной корпорации. Естественно, это бОльшие суммы и еще бОльшее количество клиентов, что видно из диаграмм, до 23,2 и 21,6 процентов, соответственно. Помимо банковских вкладов в инициативе президента указаны и инвестиции граждан в долговые ценные бумаги, это лежит за пределами аналитики АСВ, но еще более увеличивает количество граждан, попадающих в расширяемую базу налогообложения доходов физических лиц. По экспертным мнениям, это может затронуть в количественном исчислении от 30 до 50 процентов граждан России, имеющих сбережения в банках и долговых ценных бумагах. Совершенно очевидно, что усиленно продвигаемая в предшествующие два года программа развития рынка корпоративных облигаций, привлечение на него частных инвесторов, давшая уже очевидные позитивные количественные результаты в 2019 году, теперь сойдет на нет. И привлекательность банковских вкладов снизится, поскольку вкладчики, сохраняющие заработанное и хранящие свои средства в инструментах финансового рынка, учитывают не номинальную декларативную доходность, а реальную, то есть, с поправкой на инфляцию, которая, увы, сейчас заметно вырастет. Как бы в этой ситуации не пришлось включать станок помощи системно значимым финансовым институтам и системообразующим предприятиям. В выступлении президента речь об этом пока не шла, но уже совершенно очевидно, что авиакомпаниии и РЖД не смогут обойтись без господдержки, и это лишь самое очевидное. Неординарные меры в нынешней ситуации необходимы и причина не только в эпидемии коронавируса, но удивительно совпавшим с ней по времени падением цен на углеводороды, нефти, как важнейшего источника нынешнего состояния России и ее граждан. По поводу рукотворности вируса еще можно порассуждать, но вот кризис цен на нефтяном рынке совершенно однозначно рукотворен и его можно было избежать. Обосновано ли нынешнее глубокое тактическое отступление последующим гипотетическим стратегическим наступлением и закрепление на новых завоеванных экономических конкурентных и социальных позициях, сейчас можно лишь гадать и надеяться на это. Увидим, надеюсь, что в следующем году. Что сейчас понятно, так это следующее:1. Вся полнота картины неизвестна, да она еще и не сложилась, и не проявилась. 2. Пик ситуации в мире и России еще впереди. 3. Объективных данных нет и быть не может. 4. Экономика сильно просядет в текущем году. 5. Восстановление будет долгим. Главная надежда на самих себя, элементарные правила гигиены нам помогут. Здесь речь о гигиене личной, о финансовой гигиене (грамотности) следовало бы озаботиться много ранее. Те, кто это сделал, сейчас чувствуют себя вполне уверенно. Мы переходим в новые реалии бытия, Мир меняется. Юрий Буланов, председатель Правления АО "Кузнецкбизнесбанк", кандидат экономических наук. |
Комментарии читателей: