Для взыскания долгов за жилищно-коммунальные услуги хотят использовать сервисы ГИС ЖКХ и Госуслуги.
В системе планируют запустить возможность формирования уведомлений для потребителя о том, что он стал должником. Эта тема обсуждалась на недавнем заседании профильной комиссии Общественного совета при Минстрое РФ. Повод для появления инициативы серьезный: в вопросе взыскания долгов за ЖКУ есть проблемы, граничащие с полным тупиком. Потому что в последнее время изменился ряд нормативно-правовых актов. Во-первых, с марта 2023 года невозможно получать сведения о собственниках из Росреестра. Во-вторых, с сентября 2024 года взыскатели обязаны направлять должникам копии заявлений о вынесении приказа. В-третьих, этой осенью резко выросли судебные госпошлины. Подробно о том, что получить сведения о собственнике беспрепятственно может только сам собственник (либо с согласия правообладателя или по запросу суда), мы уже рассказывали. И прежде всего с проблемами столкнулись управляющие компании и ресурсоснабжающие организации, потому что появились трудности с предъявлением иска надлежащему ответчику. С 1 сентября для получения судебного приказа взыскатель обязан предоставить в суд уведомление о направлении им (то есть взыскателем) копии своего заявления и документов в адрес должника. До сих пор собственники могли узнать о том, что в их отношении вынесен судебный приказ, только когда получали этот документ по почте, а то и после того, как с их банковских карт списывали сумму долга, а сроки подачи возражений на приказ были пропущены безвозвратно (что уж греха таить, и такое у нас случалось). И такой порядок значительно упрощал работу по взысканию долгов за жилищно-коммунальные услуги. Правда, мировые суды были завалены заявлениями так, что их рассмотрение было похоже на конвейер — настолько проста процедура. Никаких тебе прений, споров в процессе, свидетельских показаний… Теперь должник будет знать о готовящемся рассмотрении и получит время на подготовку к защите своих интересов. Больше того, суд примет заявление на выдачу судебного приказа от взыскателя только при условии, что тот предоставит подтверждение отправки копии заявления должнику. Как считают юристы, это должно повысить прозрачность процесса и уменьшить число случаев, когда должник неожиданно сталкивается с судебным приказом. Правда, тут опять есть проблема: надо точно знать, на какой адрес и кому отправлять это уведомление, а если у взыскателя нет сведений о задолжавшем ему собственнике, то суд может не принять подтверждение отправки "на деревню дедушке". Наконец, из последних новшеств — повышение размера госпошлин при подаче иска в суд. Если раньше за подачу заявления на вынесение судебного приказа надо было заплатить госпошлину 200 рублей, то теперь 2000. С 400 до 4000 рублей выросла пошлина при подаче иска в суд общей юрисдикции, а кассационная жалоба обойдётся гражданину в 5000 рублей, организации — в 20000 рублей. Так что любое рассмотрение дела в суде чревато дополнительными расходами для любой стороны — в зависимости от результата разбирательства кто-то должен будет эту сумму заплатить. Судиться теперь будет дорого?Немного странно, конечно, что одна рука в нашем государстве не знает, что делает другая. Потому что готовя закон о повышении размера госпошлин, законодатели заботились точно не об интересах управляющих компаний и ресурсников, которым задолжали круглые суммы. Первоначально в тексте законопроекта вообще не упоминалось повышение размера госпошлин — этот раздел "подверстали" ко второму чтению в Госдуме, а потому в пояснительной записке об этом не было ни слова — и правда, зачем? Поэтому оставили самим взыскателям почетную обязанность выпутываться из этих сетей. Что они и делают — упорно ищут возможность работы с должниками без получения их персональных данных и без траты лишних денег на судебные расходы. "Таким решением может стать автоматизация процесса с помощью функционала системы", — считают эксперты, имея в виду ГИС ЖКХ. Механизм действия поясняется так: "Информация о задолженности поступает гражданину в платёжном документе. Дополнительно можно формировать уведомление о том, что задолженность сформирована. Такой механизм сейчас тестируется", — заместитель гендиректора АО "Оператор информационной системы" сообщил Булат Галеев. А заместитель директора департамента цифрового развития Минстроя РФ Андрей Евтушенко рассказал, что ведомство планирует начать эксперимент по формированию заявлений на судебные приказы через ГИС ЖКХ и Госуслуги по такой схеме: исполнитель ЖКУ выгружает данные о задолженности в систему, она актуализирует сведения через Росреестр, формирует заявление о вынесении судебного приказа и направляет его гражданину в личный кабинет на Госуслугах. И документы мировому судье передаёт тоже ГИС ЖКХ, чтобы тот вынес судебный приказ. Должника об этом уведомляют опять же через Госуслуги. "Такой механизм позволит УО и РСО более эффективно взыскивать долги в условиях отсутствия доступа к персональным данным собственников и нанимателей в многоквартирном доме", — прогнозируют авторы инициативы. Иными словами, они рассчитывают, что ГИС ЖКХ, Госуслуги в связке с ГАС "Правосудие" (это система судов РФ) просто будет взыскивать долги автоматически. Ваши слова бы?..У меня лично большие сомнения в том, что система справится с такими обязанностями. Еще больше у меня сомнений в том, что гражданам понравится такой упрощенный процесс. Не говорю о злостных неплательщиках, годами игнорирующих счета на оплату, но при этом свободно пользующихся всеми необходимыми ресурсами (тепло и воду таким должникам отключить невозможно). Но ситуации бывают разные: человек попал в беду, оказался без работы, на больничной койке и так далее, не согласен с суммами начислений и хочет разобраться? Наконец, бывают просто технические ошибки, сбои, вирусы. Что-то подсказывает, что государственные информационные системы не безупречны и не застрахованы от проблем. Так что если в Минстрое РФ считают, что любой взыскатель может получить свои денежки, просто нажав на нужную кнопку, а остальное сделают за него, то министерским мечтателям придется встретиться и с непониманием со стороны потребителей, и с путаницей при вынесении судебных решений, которую потом придется разгребать. "По статистике судебного департамента ВС РФ, мировые судьи за 2023 год вынесли около 24 млн судебных приказов, — пишет телеграм-канал "Управдом/ЖКХ". — Из них около половины, или 12 млн приказов, касались ЖКХ. При автоматизации процессов юристы в УК и РСО, занимающиеся взысканием, практически будут не нужны. Автоматизация, отказ от бумаг, уведомление должников через госсервисы — всё это уберет 95% рутинной работы. С другой стороны, необходимо более осторожно относиться к таким внедрениям. Работа ГИС ЖКХ часто вызывает справедливые нарекания, причем как у собственников, так и у УК и РСО. Данные по начислениям бывают не всегда корректны. Так что ждем более конкретных шагов от Минстроя и названия регионов, где будут внедрять пилотные проекты". Если уж речь зашла о долгах за "коммуналку", то тот же телеграм-канал "Управдом/ЖКХ" со ссылкой на онлайн-платформу по обслуживанию МКД сообщил недавно, что по результатам опроса среди 750 управляющих компаний страны, лишь четверть собственников (24%) вносят квартплату регулярно и вовремя. Задерживают платежи около 51% жителей. Остальные относятся к категории длительных неплательщиков: "При этом Росстат сообщает о собираемости платежей на уровне 96,5%. Хотя в эту статистику попадают и оплаты просрочек, пеней и остальное". По данным Кемеровостата, за первые три месяца 2024 года задолженность жителей Кузбасса, имеющих прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, по оплате коммунальных услуг выросла с 5,637 миллиарда рублей (на 1 января) до 6,079 миллиарда (на 1 апреля). Больше всего долгов в структуре — за теплоснабжение.При этом в первом полугодии 2024 года субсидии на оплату услуг ЖКХ получала 36521 кузбасская семья (сумма начисленных субсидий составила 461,4 миллиона рублей), а в тот же период прошлого года — 40737 семей (на сумму 568,7 миллиона). Почувствуйте закономерность. |
Комментарии читателей: