Фонд развития моногородов может быть ликвидирован этой осенью, а Новокузнецк не попал в десятку лучших моногородов по итогам 2021 года.
Вопрос ликвидации Фонда развития моногородов и Особых экономических зон с распределением их полномочий между ВЭБ.РФ и федеральными органами исполнительной власти Кабмин обсуждал еще в 2020-м. А недавно, осенью прошлого года, речь шла о сокращении количества моногородов: было предложено снять этот статус с поселений, расположенных на расстоянии до 50 километров от региональных центров и за счет этого расширить перечень льгот территориям опережающего социально-экономического развития, чтобы сконцентрировать поддержку государственной корпорации ВЭБ.РФ на оставшихся территориях. Однако от этой идеи отказались — из-за сложившейся экономической ситуации. Вероятно, теперь экономическая ситуация вполне подходящая для ликвидации. Как сообщила гендиректор фонда Ирина Макиева, пакет документов о ликвидации Фонда развития моногородов подготовлен и направлен в суд, и уже в сентябре организация может быть ликвидирована. Но поддержки моногорода не лишатся — функции по их поддержке, которые раньше выполнял фонд, перейдут другой структуре. "Чтобы Фонд развития моногородов был ликвидирован по распоряжению правительства в том порядке, в котором положено, нужно пройти через судебные процедуры. Пакет документов подготовлен, направлен в суд. Даты, предварительно, это последняя декада сентября. Мы к этому полностью готовы", — сказала Ирина Макиева. По ее словам, сотрудники фонда уже перешли в ВЭБ.РФ, в структуру которого входила организация. В конце июля ВЭБ.РФ представил рейтинг моногородов за 2021 год по уровню социально-экономического развития. В первую десятку вошли Набережные Челны и Менделеевск (Татарстан), Тольятти (Самарская область), Губкин (Белгородская область), Павловск (Воронежская область), Череповец (Вологодская область), Тулун (Иркутская область), Благовещенск (Башкортостан), Невинномысск (Ставропольский край) и Кировск (Мурманская область). Этот рейтинг составляется с 2016 года по 17 показателям, включая статистические данные, результаты опросов населения и бизнеса и оценку взаимодействия города с институтами развития. Причем Набережные Челны, Тольятти, Губкин, Павловск, Череповец были в топ-10 и по итогам 2020 года. Например, Набережные Челны — среди лидеров по качеству и доступности инфраструктуры, причем здесь отмечается высокий уровень экономической проактивности населения. Менделеевск — один из лидеров по показателю оценки экономической ситуации населением города, горожанами также отмечается высокий уровень доверия к деятельности главы города. В Благовещенске за предыдущий год вырос показатель предпринимательской активности субъектов малого и среднего бизнеса, а опросы среди горожан показывают, что население доверяет главе. Тольятти активно взаимодействует с группой институтов развития: Фондом развития моногородов, Фондом развития промышленности, Корпорацией "МСП". Бизнес в Губкине удовлетворен доступностью, необходимой для ведения бизнеса недвижимости, и процедурами получения арендных площадей, предоставляемых муниципалитетом, горожане также отмечают высокий уровень экономической ситуации в городе. В Невинномысске отмечается высокий уровень доверия к деятельности главы, предпринимательская активность в городе растет, а Тулун — город-рекордсмен по количеству заключённых соглашений с МОНОГОРОДА.РФ (8 соглашений на сумму около 70 миллионов рублей). Череповец лидирует по показателю количества субъектов МСП на 10 тысяч населения. К сожалению, Новокузнецк не вошел в топ-10 моногородов России — как и остальные 17 населенных пунктов области, включенных в список моногородов. Однако, как отмечают эксперты, составлять рейтинг, включая в верхние строчки те моногорода, которые достигли наибольших успехов, значит официально признавать, что лучшие моногорода из топ-10 фактически уже вовсе не моногорода, поскольку они имеют все шансы отбросить приставку "моно". И по сути лучшие моногорода — первые кандидаты на "вылет" из списка моногородов. Например, в Тольятти больше всего резидентов ТОСЭР — 69. Стало быть, им и большой поддержки не требуется?Причем губернаторы регионов, где находятся моногорода, занимающие лучшие позиции рейтинга, участвовали в церемонии оглашения результатов и говорили о необходимости продления льготных режимов ТОР и расширении их поддержки, однако в правительстве пока не готовы тратить ресурсы и на льготы, необходимость которых не подтверждена. Кабмин склоняется к узкому и точечному распространению таких льгот. "Коммерсант" в июле сообщил, что правительство готово согласиться на продление ставки соцвзносов в 7,6% для тех, кто пришел в ТОР в первые три года после их запуска. А фронтальное расширение льготной ставки на всех резидентов правительство не поддерживает, настаивая на адресной и обоснованной поддержке тех территорий, где это объективно необходимо. Ведь фронтальное их расширение обойдется в 20 миллиардов рублей в год. Это примерно столько же, сколько "весит" поддержка моногородов на несколько лет. Так что необходимости в этом исполнительная власть пока не видит, несмотря на то, что в регионах заинтересованы в максимальном расширении льготных режимов. |
Комментарии читателей: