Микрофинансовые организации придумали новую схему обмана: МФО переводят гражданам займы, даже если те не просили об этом.
В один прекрасный день ничего не подозревающий человек обнаруживает на своем счету приличную сумму денег. Откуда появились средства — непонятно, потому что реквизиты отправителя не указываются. Соответственно, вернуть их он не может и в итоге становится клиентом МФО с соответствующими условиями. Об этом ему могут сообщить из самой МФО и потребовать при этом уплатить проценты — как правило, баснословные.Уверенность, граничащая с наглостью, — даже если вы не нуждаетесь в заемных деньгах, вам им приносят "на блюдечке с голубой каемочкой". Безусловно, это незаконное навязывание финансовых услуг. И, похоже, в этом случае кредиторов ничуть не беспокоит необходимость заключать договор. Одни юристы советуют: полученные "просто так" деньги ни в коем случае нельзя тратить. Обнаружив на своей карте неучтенную сумму, надо обратиться в полицию (оставив копию заявления себе) и в свой банк, выпустивший карту. В банке вам должны предоставить детальную информацию об источнике поступлений.Если удастся выяснить, какая микрофинансовая организация "всучила" вам заем, то лучше подать жалобу в Банк России, указав, что вы не заключали договор с МФО (а все микрофинансовые организации в ЦБ "на карандаше"), согласие на перечисление займа и уплату процентов не давали. Вашей подписи у МФО, разумеется, нет. Другие рекомендуют найти реквизиты микрофинансовой организации через Федеральную налоговую службу и выслать деньги на ее расчетный счет. Или обратиться к нотариусу за услугой "нотариального депозита", который найдет кредитора и сам займется возвратом денег, чтобы с вас сняли все обязательства. Третьи считают, что никуда ходить не надо — ведь вы не заключали кредитного договора, не знаете его условий и можете вообще не заметить поступления каких-то "левых" денег на свою карту! А уплата займа и процентов по нему — забота тех, кто его выдал. Надо только вернуть поступившую на карту сумму — и то не добровольно: когда получите официальное требование вернуть, тогда и вернете. Но тут есть маленький нюанс: однажды вам позвонят судебные приставы и расскажут о судебном приказе, который стал основанием для исполнительного производства. Даже если вы об этом не знаете, вы станете должником. И доказывайте потом, что вы не в курсе о существовании какого-то странного долга. К слову, только на прошлой неделе Центробанк сообщил, что количество жалоб на банки снизилось, зато увеличилось число претензий россиян в адрес микрофинансовых организаций — на 23,3 процента. Кроме того, за шесть месяцев — с января по июнь — было выявлено 146 финансовых пирамид, это почти в 1,5 раза больше, чем за такой же период прошлого года. Банк России связывает такую активизацию недобросовестных участников рынка восстановлением экономической активности и растущим интересом граждан к инвестициям. К тому же финансовая грамотность граждан оставляет желать лучшего, чем с успехом пользуются мошенники. Добавим сюда элементарную жадность потенциальных клиентов и агрессивную рекламу своих услуг финансовыми пирамидами под видом "консультантов по инвестициям". Всего регулятор обнаружил 729 организаций с признаками нелегальной деятельности и финансовых пирамид.В случае если вы столкнулись с финансовыми мошенниками, Банк России советует не оставлять ситуацию "на самотек" и сообщить об этом в Банк России и правоохранительные органы. Помогут ли такие меры борьбы с финансовым мошенничеством? Беда в том, что специалисты пока не знают, как бороться с анонимными денежными "подарками". В наш век тотальной цифровизации услуг гражданин оказывается беззащитным перед недобросовестными "кредиторами" и "инвестиционными консультантами". Мы заключаем разного рода сделки в Интернете, оставляем там паспортные данные и становимся жертвами кибер-мошенников, взламывающих страницы соцсетей. И почему человек с безупречной кредитной историей, принципиально не пользующийся услугами МФО, должен бегать с заявлениями, жалобами, тратить время на доказательства, что "он не верблюд", да еще оплачивать услуги нотариуса? Конечно, надо быть внимательным при пользовании интернет-ресурсами, не отвечать на подозрительные письма и придирчиво вчитываться в строчки, против которых надо поставить "галочку". А еще специалисты по финансовой безопасности советуют время от времени менять пароли в соцсетях, в ящиках электронной почты и даже на портале Госуслуг. А кроме того, быть осторожным со своими персональными данными. Правда, это не всегда зависит от самого гражданина. Ведь частенько базы данных "утекают" к третьим лицам, даже несмотря на то, что оператор по обработке персональных данных (то есть любая организация, получающая их) берет обязательство никому эти сведения не передавать. На прошлой неделе Банк России сообщил о совместном письме регулятора и Роскомнадзора о том, что кредиторам рекомендуется получать отдельное согласие заемщика на обработку персональных данных в отношении каждого лица, которое может иметь к ним доступ. Отдельно следует запрашивать согласие гражданина на обработку биометрических данных. Не рекомендуется предлагать заемщику соглашаться с бессрочным действием или автоматической пролонгацией разрешения. Срок действия этого разрешения должен отвечать конкретной цели получения персональных данных. Закончился срок кредитного договора — и больше персональными данными клиента пользоваться нельзя. "Сейчас некоторые кредиторы при выдаче потребительских кредитов и займов применяют максимально широкие формулировки: заемщик одной подписью соглашается на передачу данных о себе не только кредитору, но и другим лицам, в ряде случаев — неограниченному кругу лиц. В результате эта информация может использоваться, в частности, для рекламы и других целей, не связанных с выдачей и обслуживанием кредита, в том числе спустя долгое время после выплаты долга. Заемщик вправе решать, кому он открывает доступ к персональным данным", — такова позиция Банка России. |
Комментарии читателей: