Ушли в историю неслыханно трудные годы Кузнецкстроя, закончилось военное лихолетье, когда на грани человеческих возможностей пришлось достраивать и восстанавливать металлургию города для военно-промышленного комплекса.
Прошло совсем немного времени, и страна столкнулась с новыми вызовами. В 1946 году премьер-министр Великобритании У. Черчилль по сути объявляет СССР “холодную войну”, а Пентагон вынашивает планы по уничтожению крупных советских городов, на которые собирается скинуть атомные бомбы. “Холодная война” грозила перейти в “горячую фазу”. Советский Союз оказался перед необходимостью создания мощного промышленного фундамента. В 1957 году объявляется госпрограмма дальнейшего развития производительных сил страны и реформирования экономики. Государство приоритет в развитии отдает дальним окраинам СССР и призывает молодежь для работы на стройках и предприятиях восточных и северных районов, туда, куда только самолетом можно было долететь. Городу Сталинску отводится в этой программе авангардная и уникальная роль. Мои сверстники начали прибывать в город с 1957 года. В глаза бросался необычный пейзаж: “египетские пирамиды” — терриконы угольных шахт и множество бараков, землянок, засыпушек, приютившихся у Кузнецкого меткомбината, и частный сектор на Болотной, у водокачки, там, где только была суша. Левобережную территорию еще намывали. Предстояло строить не только промышленные объекты, но и одновременно новый город, создавать огромную социальную инфраструктуру. Назовем только важнейшие промышленные объекты. В стране на самые передовые позиции в промышленном комплексе выходит “крылатый металл” — алюминий. Строится крупнейший в СССР алюминиевый завод, и на довольно длительное время он становится базой для обучения и подготовки кадров для отечественных и зарубежных предприятий. Вся Сибирь превращается в огромную строительную площадку. Возводится Запсиб — меткомбинат, который специализируется на выпуске строительного проката. Проводится реконструкция КМК: доменная печь № 5, 7-я и 8-я коксовые батареи, обновляется рельсовое и листопрокатное производство. Создается мощное производство по выпуску товаров народного потребления — завод “Универсал”. В городе появляется химфармзавод вместе с научно-исследовательским институтом. Идет становление завода резервуарных металлоконструкций. На весь Союз гремят своими рекордами шахты нового поколения с мощностью добычи угля 20 миллионов тонн в год. Особой гордостью д л я города было создание огромного строительного комплекса: “Сибметаллургстрой”, “Сибстальконструкция”, “Кузнецкпромстрой”, “Домостроитель”, “Кузбасстрансcтрой” и другие. Это способствовало масштабному строительству как промышленных, так и гражданских зданий и сооружений — жилья, школ, детских садов, больниц. Создается трудоемкая железнодорожная инфраструктура: малый Транссиб — Сталинск — Абакан — Тайшет — Усть-Кут, Верхний Подобас — Артышта — важнейшие стройки, без которых невозможно было функционирование крупных промышленных и угольных предприятий, открывающие путь к развитию Кузбасса, Хакасии, юга Красноярского края и Иркутской области. Одновременно с этим создаются и строятся фундаментальные инфраструктурные объекты культуры, спорта, здравоохранения, науки, образования: драматический театр имени Серго Орджоникидзе, Дворец культуры алюминщиков, Культурный центр Запсиба, Дом творческих союзов, цирк, Дворец спорта кузнецких металлургов, спортклуб “Запсибовец”, библиотека имени Н.В. Гоголя, Детская централизованная библиотечная система. В городе создается один из лучших комплексов здравоохранения в стране: Новокузнецкая городская клиническая больница № 1, Государственный институт усовершенствования врачей. Развивается образовательное направление: Сибирский металлургический институт, НГПИ, техникумы, училища. Расширяется транспортная инфраструктура города: трамвай, автобус, троллейбус, аэровокзал. Город связан воедино четырьмя мостовыми переходами через реку Томь и десятком переходов через реку Абу. На юге области образовалась промышленная агломерация с населением около 1,5 миллиона человек. И если возникали какие-то экономические или демографические проблемы в одном из ближайших городов, они растворялись в этой агломерации, где регулирующим фактором был мощный промышленный центр — город Новокузнецк. Новокузнецк стал не только промышленной столицей Кузбасса, но и заметным научным центром страны. Здесь работали 25 образовательных, проектных и научно-исследовательских институтов. Индустриальное развитие города порождало и демографическое развитие, постоянный рост населения: 1931 год — 52 тысячи жителей, 1939 год — 170 тысяч, 1941 год — 180 тысяч, 1959 год — 409 тысяч, 1970 год — 500 тысяч, 1980 год — 640 тысяч. Главным двигателем индустриального и демографического развития города была молодежь. В Новокузнецк ехали со всей страны, что отражено в названиях улиц: Первостроителей, Горьковская, Ярославская, Ижевская, Владимирская и другие. В честь 40-летнего юбилея создания ВЛКСМ в Заводском районе появилась улица 40 лет ВЛКСМ. А в год 50-летия ВЛКСМ городская комсомольская организация была награждена высшей государственной наградой — орденом Ленина. Это уникальный случай для такой огромной страны, как СССР: такой высокой награды удостоены лишь две городские комсомольские организации. Неотъемлемой частью жизни города, ее рупором продолжает оставаться газета “Кузнецкий рабочий”, она самая тиражная из городских газет СССР — 152 тысячи экземпляров. Для нее строится отдельное помещение, создается собственная почтовая служба, своя типография. Газета входит в каждую семью. Она всегда была верным защитником интересов простых людей, получала и продолжает получать сейчас тысячи писем с жалобами, просьбами помочь, и помогает. Здесь работали и работают высокопрофессиональные журналисты. Орден Почета и многочисленные награды все эти годы говорят сами за себя. Город постоянно ощущал поддержку правительства, ведомственных отраслей, областных властей. И государство получало от города большую отдачу. Благодаря его продукции шло строительство крупнейших ГЭС страны: Красноярской, Саяно-Шушенской, Богучанской, Усть-Илимской. Вся верхняя часть 3145-километровой трассы БАМа выполнена из рельсов и рельсовых креплений КМК. Делегацией металлургов из семи человек город был удостоен высокой чести быть представленным на церемонии укладки “золотого звена” Байкало-Амурской магистрали. К 1981 году более 30 процентов основных фондов Западной Сибири были сосредоточены в Кузбассе, более 1200 видов промышленной продукции отправлялись во все регионы страны. И здесь город Новокузнецк вносил свой весомый вклад, за что был отмечен высокими государственными наградами: 4 февраля 1971 года — орденом Трудового Красного Знамени, 1 июля 1981 года — орденом Октябрьской революции. К концу восьмидесятых годов страна, да и наш город, достигли апогея в своем социально-экономическом развитии со всеми имеющимися недостатками. Общество требовало реформирования всей социально-экономической системы государства. Было два пути развития — китайский с “капитальным ремонтом” всей системы социализма, который уже шел под управлением Дэн-Сяопина, соединившим полярные понятия: коммунизм и рыночную экономику. И второй, западный, с рекламным лоском — капитализм. Выбор был сделан. Казалось, немного подправим экономику и заживем как цивилизованный Запад. Время показало, что выбор носил меркантильный характер, и уже требуются поправки, даже конституционные. Так что же случилось с экономикой страны и, в частности, с экономикой нашего мощного промышленного центра — города Новокузнецка за эти прошедшие тридцать лет? |
Комментарии читателей: