Кузбасс захлёбывается от невозможности вывезти добытый уголь.
Около двенадцати тысяч вагонов с топливом, 800 тысяч тонн, застряло в нашем регионе, и ситуация обостряется. На днях губернатор Кузбасса Сергей Цивилев пожаловался на ситуацию с затромбированностью железнодорожных перевозок самому премьер-министру Михаилу Мишустину. Полетели запросы и директивы. Руководство РЖД заверяет, что использует пропускные способности "в сверхнапряженном режиме". Но как-то не получается пока "расшить потоки". Пятьсот вагонов стоят еще с сентября, в то время как потребители дожидаются поступления топлива, а угольщики - оплаты за него и возможности интенсифицировать отгрузку. Аховая ситуация сложилась в географически близких нам Казахстане и Кыргызстане. Обеспеченность углем (а также мазутом) там в ряде регионов, по свидетельству СМИ, составляет менее половины от потребности. Но более всего захлебывается главное направление поставок угля из Кузбасса - восточное. Где тонко - там и рвется, говорит известная русская поговорка. В середине августа, как известно, начало действовать " угольное эмбарго" со стороны стран Евросоюза. Кузбасский углепром (как и прочие углепромы нашей державы, в частности, Хакасский) перенаправили потоки на восток, после чего "железка" перестала справляться с нагрузкой. Не будем забывать, что кроме отказа от угля Запад отказался и от множества других товарных позиций. Изначально это не казалось нерешаемой проблемой для российских производителей, поскольку расчет был на рынки Юго-восточной Азии, в первую очередь, Китая и Индии, не присоединившимся к санкционному давлению. Но, как вырисовывается сейчас, по ряду направлений азиатские "экономические монстры" все же намерены ограничивать свои аппетиты, чтобы не попасть уже под "вторичные санкции" коллективного Запада. А, главное, российская транспортная система (в первую очередь, Транссиб и БАМ), столкнувшаяся с серьезной перегрузкой, не оправдывает возложенных на нее ожиданий. Кузбасс - крупнейший в России угледобывающий регион.По данным регионального Минуглепрома, за первые девять месяцев 2022 года здесь добыто 162,5 миллиона тонн угля, это на 9,3% меньше, чем в аналогичный период прошлого года. Даже несмотря на снижение добычи вывоз из нашего региона добытого угля в порты Приморья сталкивается с трудностями. Не так давно сообщалось, что ОАО РЖД предлагает заметно уменьшить объем отгрузок угля на экспорт из Кузбасса в восточном направлении в ближайшие годы, запланировав перевозку 56 миллионов тонн в 2023 году и далее определяя показатели с оглядкой на заявки других грузоотправителей. Это, отмечает Минуглепром Кузбасса, противоречит президентским поручениям, требующим вывезти 63 миллиона тонн в 2023 году и 68 миллионов тонн в 2024 году, сам же Кузбасс просит о вывозе в 2023 году 73 миллионов тонн угля, поясняет "Коммерсант". В текущем же году, по заявлению гендиректора ОАО РЖД Олега Белозерова, вывоз угля из нашего региона составит 48,5 миллиона тонн против 58 миллионов, заложенных в президентских поручениях. Между тем, губернатор Сергей Цивилев настаивает на исполнении железнодорожниками своих обязательств и просит увеличить квоту для Кузбасса в 2023 году на не вывезенные в 2022 году объемы. О том, что угольная перспектива из нашего региона никуда не уходит, свидетельствует намерение направления серьезных инвестиций - более 3,6 миллиарда рублей - в программу по безопасной добыче угля "Чистый уголь - зелёный Кузбасс". "Это комплексная научно-техническая программа (КНТП), получившая поддержку на федеральном уровне, - отмечает администрация правительства Кузбасса. - Работу по программе будут вести 16 вузов и НИИ России, в том числе пять вузов Кузбасса. Реализация программы рассчитана на пять лет - с 2022 года по 2026 год. В первые три года будут проводиться научные исследования и опыты, один год необходим для пилотных проектов, на заключительном этапе планируется промышленное внедрение разработанных технологий и их тиражирование. На угольных предприятиях планируется внедрить 34 инновационные разработки". В итоге, как свидетельствует КНТП "Чистый уголь - зелёный Кузбасс", предполагается создание цифровой модели, позволяющей выбирать оптимальные параметры для проведения взрывов на конкретных разрезах с учетом всех их особенностей. "Будут созданы технологии эффективной отработки трудноизвлекаемых запасов пластовых угольных месторождений подземным способом и скоростной проходке горных выработок роботизированными модулями" и т. п. ...Ну что ж: если на этот раз получится, хорошо. Обычно же трескучие фразы, даже соединенные с многомиллиардным финансированием, в итоге превращаются в пшик. Попробуем спуститься с небес на грешную землю и вспомним о людях, проживающих в местах угледобычи, в карьерной пыли и грохоте взрывов. Не факт, что в новых политэкономических обстоятельствах их жизнь станет спокойнее и экологичнее. Вряд ли вынужденно закрывающийся разрез озаботится проведением дорогостоящих рекультивационных мероприятий, скорее руководство попытается минимизировать свои убытки. Чтобы гарантировать возвращение земель в естественное состояние, необходим некий рекультивационный фонд, средства в который должны поступать во время добычи и получения прибыли. Мы об этом уже немало говорили. Но политической воли создать такой фонд ни депутаты, ни губернатор, ни премьер, ни президент покуда не выражают, а жаль. Большинство же действующих разрезов пока не намерено сворачивать свою деятельность, даже несмотря на проблемы со сбытом. По-человечески это можно понять. Но начинать в данной ситуации угледобычу, проводить вскрышные работы - это за гранью моего понимания. Именно это происходит сейчас в западной части Новокузнецкого района, у поселков Ананьино, Алексеевка и Апанас, где новое руководство разреза "Апанасовский" пытается реанимировать бездействовавшее долгие годы предприятие. Выработки находятся в нескольких сотнях метров от жилья; против угледобычи не только местное население, но и органы власти, от районных чиновников до губернатора Сергея Цивилева. Чтобы не допустить добычи на разрезе (а в начале октября там велись некие работы), местные жители добились перекопки дороги, ведущей к "Апанасовскому", а также разложили на автодороге в Ананьино железобетонные блоки так, что легковушка может проехать, но крупногабаритная техника не пройдет. Об этом мы сообщали ранее в статье "За вас, за нас, за Апанас" от 11 октября. Так вот, на этой неделе зафиксирована попытка прорыва: 1 ноября экскаватор без госномеров дошел своим ходом до бетонных блоков, раскидал их и двинулся было дальше. Но тут подоспели жители поселка, которые не только "завернули" экскаватор, но и заставили водителя вернуть блоки на прежние места. Сельчане сообщают, что они усилили наблюдение и полны решимости и впредь пресекать "поползновения", заявляют, что "не позволят "свинороям" хозяйничать на их земле". |
Комментарии читателей: