Вот уже около полугода экономика – и в глобальном масштабе, и в региональном разрезе - работает в условиях новой коронавирусной пандемии, существенных ограничений.
О том, как переживают вызовы текущего времени клиенты крупнейшего банка Новокузнецка и сама кредитная организация, мы беседуем с председателем правления АО "Кузнецкбизнесбанк" Сергеем ПОПОВЫМ. - Вы возглавили Кузнецкбизнесбанк около трех месяцев назад… - Да, второго сентября как раз исполнилось сто дней. Еще в мае на заседании Совета Директоров утверждено ранее принятое решение о смене руководителя исполнительного органа. В "Кузнецком рабочем" было сообщение об этом корпоративном событии, даны комментарии Председателя Совета Банка А.А. Сабельфельда, Ю.Н. Буланова, выбранного акционерами руководителем Ревизионной комиссии банка, и мой. Одинаково оценивая устойчивое финансовое положение, каждый, пожалуй, высказался о том, что есть разные пути дальнейшего развития. Акционеры и выбранный ими Совет хотят большей динамики в развитии банка. При этом необходимо учитывать требования к корпоративному управлению. И со стороны акционеров, и со стороны регулятора – Банка России. Изменились требования и к Системе контроля деятельности банков вообще и нашего банка в частности. Предполагается, что Ревизионная комиссия акционерного общества – это орган контроля акционеров - вершина пирамиды Системы контроля, которая включает Службу внутреннего аудита – орган контроля Совета директоров и Службу внутреннего контроля организации. Очень хорошо, что Юрий Николаевич остаётся банке. Его огромный опыт, безусловно, полезен. - Понятно. Какие задачи вам поставлены? Чего ждать клиентам КББ? Будет ли скорректирована политика деятельности? - Политика надежности как была, так и остается безусловной доминантой, в этом плане ничего не меняется. Но наряду с этим мы учитываем современные тенденции, стараемся сделать услуги более интересными, привлекательными. Кроме того, перед нами стоит цель "Повышение инвестиционной привлекательности банка". Что это означает? – Устойчивое финансовое положение, безукоризненная репутация банка как делового партнёра, значимость в социальной жизни региона. Для достижения этой цели и сформулированы задачи перед правлением банка и далее вниз, до сотрудника. - Говорят, что "новая метла всегда по-новому метет"… - Правление банка осталось практически в том же составе, опыт и знание имеющихся сил и средств в наличии, поэтому есть всё, чтобы обеспечить стабильность. Вместе с тем, мы включились в работу по развитию тех направлений банковского бизнеса, в которых отстали от общественных требований. - Каковы сегодняшние экономические показатели Кузнецкбизнесбанка, не снижаются ли они на фоне пандемии? - Тот запас прочности, который был сформирован банком под руководством Ю.Н. Буланова, практически сохранился. Норматив достаточности капитала Н1 – главный показатель надёжности банка на 1 августа текущего года равен 23,835 - при требуемом минимальном значении 8,0. Это в три раза больше минимально допустимого! Второй важный норматив Н3 (показатель, насколько быстро банк способен удовлетворить требования кредиторов) при установленном пороге в 70% в Кузнецкбизнесбанке равен 730,66. Запас прочности огромный, надежность не вызывает сомнений. Но это говорит и о том, что и потенциал развития банка также немалый. Наша задача его реализовать. - Как себя чувствуют ваши клиенты? - Мы с первых дней короновирусных испытаний сильно переживали за тех, кто в силу ограничений и запретов оказался без возможности работать, получать доход. Это в одинаковой мере касалось и предпринимателей, и наёмных работников. Каждое обращение клиентов по предоставлению "каникул" или изменений условий договора рассматривались быстро и индивидуально. Многим звонили мы сами. У нас много бывает споров при обсуждении вопросов банковской деятельности, но вот о необходимости сохранения отношений с клиентами и их бизнеса споров не было. Все понимаем, что вопрос развития регионального бизнеса – это наш общий интерес. Одно из направлений развития отношений с нашими клиентами – это сделать их партнёрами не только на предоставлении наших услуг им. Мы тоже вполне себе хозяйствующий субъект. Мы также нуждаемся в услугах предприятий различной сферы. И в первую очередь выбираем для подряда своих клиентов. И так же рекомендуем для своих клиентов своих же клиентов. Сами мы, повторюсь, при проведении тендеров, отдаём предпочтение нашим клиентам. Нам жить и работать вместе ещё долго. Их развитие – это надежда на качественные услуги нам в перспективе. - Что сейчас с кредитованием экономики? В глобальном масштабе… - Банки, в том числе и крупные, с большим капиталом, прежде всего, с государственным участием, исстрадались по "большим делам". Речь, конечно же, не столько о проектах типа Олимпиада-2014 или Саммит АТЭС, а об участии в строительстве крупных производств (транспортное машиностроение, химическая промышленность, в том числе - углехимия и фармацевтика и т. д.), без которых страна не может говорить ни об авторитете, ни о суверенитете. Федеральные банки же сейчас "диверсифицируют" вложения, разбивая их до мелких кредитов предпринимателям. Вот уже и "самозанятыми" занялись. Это значит, что возможности крупных банков, а вместе с этим и всего банковского сектора, не используются в интересах экономического развития страны. Не используется банковская система и для истинного предназначения сектора – трансформации сбережений населения, свободных средств предприятий в инвестиции и кредитование оборотных активов предприятий. Без инвестиций нет экономического роста! Нет решений главной задачи экономики – роста благосостояния граждан. - Есть перекачивание средств государственного бюджета посредством всевозможных "программ". Это касается и "Национальных проектов", и "Поддержки на период". Подобная моральная и материальная "поддержка" оказывалась "слишком большим" (Too big) и социально-значимым банкам и в 2008 году, и в кризис 2014 года; оказывается она и сейчас, в период "пандемии коронавируса". Превратив их таким образом из социально-значимых в социально-защищённые. Согласитесь, возможность предоставить клиенту безвозвратный "кредит" или даже кредит под 2% даёт куда больше шансов на полное поглощение клиента по всем банковским услугам, чем отсутствие такой возможности. И у банка с рейтингом А, обладающего широкой сетью, куда больше возможностей для работы, чем у банка с рейтингом В, которому правительство такой возможности не даёт. Всё как и в общественной жизни, "коэффициент Джини" - расслоение "бедных и богатых". - Весь вопрос в том, что региональные власти, на мой взгляд, не очень мотивированы в развитии экономики. Основная задача – решить социальные вопросы за счёт правильной работы с Минфином и попытки участия в "программах", нежели в решении социальных вопросов регионов за счёт экономики регионов. - Кузнецкбизнесбанк – крупнейший среди городских кредитных организаций Новокузнецка. Но в масштабах страны немало банков, которые значительно, а то и на несколько порядков, крупнее КББ, все они имеют филиалы в нашем городе… - Очевидно, что в существующей экономике ни крупные банки не выполняют своей роли – использование возможностей капитала, ни малые региональные банки, вынужденные биться с большими. Это заставляет нас учитывать эти обстоятельства и иначе строить свою тактику действий. - Новая тактика требует другого отношения от всех сотрудников банка, от высшего менеджмента до сотрудников вспомогательных подразделений. Сейчас мало качественно и эффективно предоставить банковские услуги, скажем, традиционные – депозит и кредит. Надо ещё обезопасить сотрудников и клиентов от возможного заболевания, а сам банк от предписаний и административных штрафов. Необходима максимальная квалификация и ответственность каждого сотрудника на своём рабочем месте. Что с особой силой ставит кадровый вопрос – самый важный на сегодняшний день. Это и текущее сопровождение, и поддержание операционной деятельности, и проектирование будущего. Всё делают конкретные люди! Задача органов управления найти место, где будет достигнут компромисс между желанием, внутренним мотивом сотрудников и пользой для организации. Именно поэтому я с самого начала сделал акцент на организационно-штатных мероприятиях, которые, на мой взгляд, повысят эффективность нашей деятельности и повысят отдачу от сотрудников за счёт их внутренней мотивации. Одно из таких мероприятий – наделение наших внутренних структурных подразделений (дополнительных офисов) большей самостоятельностью. Коллективы наших отделений лучше нас видят и знают своих клиентов, обладают значительным опытом и умениями, поэтому им на месте должно быть лучше известно, что и как делать. Мелочная опека в этой схеме только усложняет отношения с клиентами. Главное мерило работы подразделений – результат. Рост показателей. Который невозможен без лояльности и положительных отзывов клиентов. И это ставит другую задачу. Образование. Непрерывное обучение. Здесь, кстати, нет никакого противоречия с тем, что я сказал раньше про "значительный опыт и умения". Необходимо постоянно учиться. Успевать реагировать на требования клиента, а лучше – предвосхищать их! И тут не зазорно перенимать опыт других. - Как изменилось управление в КББ? Кто сейчас на том месте, которое занимали вы до назначения первым руководителем (первый заместитель председателя правления – прим. авт.)? - После долгих раздумий я решил отказаться от наличия в штате первого заместителя председателя правления. Вместо этого ввели позицию "Руководитель розничной сети", который будет заниматься развитием услуг и сервиса, предоставляемого населению. Для централизации сведений о потребностях клиентов и наших продуктовых возможностей, создали отдел маркетинга. Изменили структуру управления экономической безопасности, усилили штат IT-подразделения. Открыли ещё несколько вакансий, в том числе на должности заместителей руководителя основных управлений. Прорабатываем программу мотивации основных бизнес-подразделений. Всё это – изменения не ради эффекта "новой метлы", а поиск повышения наиболее эффективных вариантов развития банка. Состав Правления не изменился, те же заместители председателя по направлениям "Физические лица", "Юридические лица", главный бухгалтер, начальники Управления автоматизации и Кредитного управления - двух основных векторов нашего развития. Без автоматизации мы навсегда отстанем от технологий. А без кредитования мы не достигнем установленных финансово-экономических показателей. - В завершение беседы хочется спросить о перспективах, взглядах на будущее Кузнецкбизнесбанка. - Перспективы вполне определенные, настрой позитивный. Некоторое объяснимое апреле-майское торможение прошло, наши партнёры и клиенты, соскучившись по работе, наращивают обороты. Жизнь продолжается. Немного по-другому, но это – жизнь! И если празднование дня нашего 30-летия мы, скорее всего, проведём скромно, то в работе скромничать не будем. (Своё тридцатилетие КББ встретит в декабре текущего года – прим. авт.) Наш план развития также включает обновление некоторых городских офисов: один, надеюсь, сможем перестроить в соответствии с изменившимися условиями и требованиями клиентов. Остаются задачи по расширению присутствия банка в других регионах. Работаем. Всё для этого у нас есть. Беседовал Денис Верховцев. |
Комментарии читателей: