Банк России распространил необычный релиз - о потребительских особенностях "поколения Z".
"Разберем, как изменилась стоимость важных для "поколения Z" товаров и услуг по сравнению с 2019 годом. Zумеры – молодые люди, родившиеся с 1995 по 2010 год. Это первое поколение, сформированное под влиянием гаджетов и соцсетей, так что их главная особенность и преимущество – технологичность, они адепты интернет-магазинов, предпочитают брендовую качественную одежду и электронику. Zумеры не знают жизни без Интернета и гаджетов. Они получают почти всю информацию через телефон. Самый важный для них товар – смартфон – в мае в годовом выражении он подешевел почти на 11%. Почему? Из-за роста насыщенности рынка и конкуренции. Кроме того, во время карантинных мер снизился спрос на гаджеты. Кузбассовцы тщательнее взвешивали желание приобрести новый телефон, так как доходы в апреле-мае из-за самоизоляции у многих уменьшились. Эти факторы привели к снижению цен, несмотря на ослабление рубля в первом квартале текущего года: в среднем стоимость смартфонов уменьшилась на 1,4% в месяц с марта по май, тогда как с января по февраль их стоимость почти не изменилась. По данным Кемеровостата, средняя абонентская плата за домашний Интернет в Кузбассе в мае этого года снизилась на 1,2% по сравнению с маем прошлого года. Сейчас восемь компаний предлагают кузбассовцам услуги домашнего Интернета. В условиях обострения конкуренции провайдеры снизили цены на свои услуги. А вот компьютеры подорожали. Во-первых, в период изоляции резко вырос спрос кузбассовцев на технику из-за перехода на дистанционный режим работы / учебы. Во-вторых, закупать импортные товары стало дороже из-за ослабления рубля, произошедшего в первом квартале текущего года. Рост цен в 2020 году усилился: в январе-феврале цены ежемесячно росли на 0,5%, а уже в марте-мае – на 1,3%. В среднем цены на ноутбуки выросли на 7% по сравнению с маем 2019 года, на персональные компьютеры – на 3,4%. Сотовая связь тоже подорожала по сравнению с маем прошлого года – на 21%. Мобильные операторы таким образом компенсировали свои затраты на установку оборудования для выполнения пакета законов, вступивших в силу осенью 2018 года. Кроме этого, в 2019 году в стране отменили внутрисетевой роуминг. Звонки и сообщения внутри страны для абонентов стали стоить одинаково, вне зависимости от региона проживания. Поэтому операторы сотовой связи пересмотрели цены для абонентов в сторону повышения. Средние цены на кроссовки в мае в годовом выражении снизились на 2,7%. Продажи спортивной обуви упали из-за закрытия магазинов во время карантина. Так, с начала года стоимость кроссовок росла в среднем за месяц на 1,4%, в апреле относительно марта средняя стоимость снизилась на 3% для привлечения покупателей. Изменились цены на еду и напитки в кафе быстрого обслуживания. Гамбургер подорожал на 6%, так как выросли цены на некоторые его ингридиенты, в частности, на сыр... Стакан газировки – на 7%. В основном из-за введения норматива утилизации упаковки для производителей. Чашка кофе, наоборот, подешевела на 3,7%, опять повлияла конкуренция. Число кофеен в Кемеровской области выросло, а растущая конкуренция и расширение предложения привело к снижению цен. Кузбассовцы, включая молодежь говорят, что их ощущения изменения цен не совпадают с официальной статистикой. "Вроде как, инфляция снижается, а я вижу, что цены растут." На самом деле здесь нет противоречия. Инфляция – это общий рост цен. Когда инфляция замедляется, цены продолжают расти, но медленнее. При этом на различные товары и услуги они меняются по-разному. Большинство оценивает свою инфляцию "на глаз" или по двум-трем любимым позициям в чеке. При этом Росстат включает в потребительскую корзину свыше пятисот товаров и услуг для среднестатистического россиянина, который покупает продукты, лекарства, платит за жилищно-коммунальные услуги, пользуется разными видами транспорта. Каждый компонент в корзине по-разному влияет на общий уровень инфляции. Более "важный" товар – смартфон – сильнее влияет на показатель, тогда как стакан газировки – меньше. Поэтому личная инфляция – это не точный расчет, а то как мы воспринимаем цены. Банк России таргетирует именно общий индекс потребительских цен, его цель – 4%. Такая политика проводится Банком России с 2015 года. В мае 2020 года годовая инфляция в Кузбассе составила 2,9%, а пять лет назад была – 14,7%. Общий прирост цен на товары и услуги по России в годовом выражении в мае этого года составил 3%, в том числе благодаря денежно-кредитной политике Банка России. В условиях низкой и предсказуемой инфляции можно подумать и о долгосрочном планировании, и об инвестировании. О планировании, инвестировании и многом другом узнайте на портале Банка России по финансовой культуре fincult.info". Отделение Кемерово Сибирского ГУ Банка России |
Комментарии читателей: