Порт Плимут, 250 лет назад
Нашёл у себя старую книжку. Ну, как старую. 1960 года выпуска. Издательство географической литературы. Куплена в иркутском букинистическом магазине в 1965 году 20 июля за 1 рубль 60 копеек. Что я делал в Иркутске 53 года назад? Поступал в тамошний университет. Экзамены начинались 1 августа, а пока я бродил по городу в поисках, где бы притулиться и поночевать. Город мне понравился. Поезд пришёл ранним утром. Я бросил чемодан в камеру хранения, а сам пошёл побродить. Где-то тут Ангара. Нашёл. Но прежде нашёл двух девушек, тоже абитуриенток. Они приехали из Магнитогорска поступать в педагогический институт на специальность «логопедия», такой, как выяснилось, очень редкой – только Москва и Иркутск. Девочки были вдвоём и потому смелые, первыми заговорили. Мы пошли на ангарский мост. Вода чистая, видно, как у мостовых быков вьётся рыба. Крупная. Крупней селёдки. И куда как крупней чебаков, которых я ловил в Ине – жёлтой от взвесей родной речке… Но я про книжку. Это был дневник капитана Джеймса Кука. Тогда ещё лейтенанта. Его первое кругосветное путешествие на судне «Индевр», в русском «полногласии» звучавшем как «Эндевор».То есть «Попытка». Попытка Куку удалась. Первым же путешествием он вошёл в ранг великих первооткрывателей. «Терра Инкогнита», то есть «Неизвестная земля», так называли современники Кука таинственный «Южный материк», была в изрядной степени обнаружена и исследована. Кук нашёл пролив между островами Новой Зеландии, сделал картографическую съёмку восточного и северного берегов Австралии, открыл пролив между островами Новой Гвинеи и Австралией (ранее они считались единым материком») и вообще изрядно «поураганил» по южным морям. Пишут, что дневник Кука, будучи изданным, читался современниками словно авантюрные романы Генри Филдинга, популярные в те времена. Немудрено, ведь первой остановкой Кука были полинезийские Острова Товарищества, главный из них – Таити, счастливый остров, где в лагунах полно рыбы, по острову бродят полудикие свиньи, поймал и съел, растёт удивительное хлебное дерево, а таитянки принимают белолицых и белокурых моряков за мифических богов и отдаются им со всем пылом южной страсти. Интересно, что в команде Кука в должности мастера, то есть формально унтер-офицера, плавал Уильям Блай – будущая знаменитость на все времена, прославленная мятежом на «Баунти». Блай помогал Куку по части морской практики и был превосходным навигатором. Впоследствии Блай, высаженный с «Баунти» с преданными ему членами команды в 23-футовый (7 м) баркас с запасом продовольствия и воды на несколько дней, секстантом и карманными часами, но без карт и компаса, сумел дойти до острова Тимор, преодолев 3618 морских миль, это где-то около 7000 км. Гвозди бы делать из таких моряков, не зря Британия прославилась как владычица морей. Это я к чему всё? А к тому, что в 1768 году, 250 лет назад, аккурат в эти летние дни в порту южнобританского города Плимута стоял готовым к отплытию экспедиционный корабль «Индевр», он же «Эндевор». Для справки. Водоизмещение 668 тонн, букашка сравнительно с современными судами – яхта Абрамовича, к примеру, – 13 000 тонн, а самое большое судно мира - Prelude FLING, 600 000 тонн, оно добывает и сжижает природный газ.И, значит, скоро старт. Счастливого плаванья, лейтенант Кук! Автор: Я |
Комментарии читателей: