Николай Гаврилович Чернышевский (12 [24] июля 1828, Саратов, Российская Империя — 17 [29] октября 1889, там же)
Из истории русской литературы и истории русской культурной мысли это имя не изымешь, хотя такие попытки делались неоднократно, в том числе в новейшее время. Но пик популярности Чернышевского, конечно, в далёком прошлом. Чернышевский происходит из духовного сословия. Как многие другие «разночинцы», оттеснившие дворян-литераторов. Русская литература при нём приобрела общенациональный статус, а её героями стал не исключительно «образованный класс», но крестьяне, городские обыватели, казаки и даже, страшно сказать, каторжане. Чернышевский начал собой новый этап "страдальцев за веру". То есть лиц, повергнутых "гражданской казни", каторге и ссылке за убеждения. И отчасти за намерения. Иногда, впрочем, и за действия, помните Веру Засулич? Позже это продолжилось на 100 с лишним лет... При Советах «Что делать?» Чернышевского было обязательным к изучению, всёжки любимый роман Владимира Ильича, но только, видимо, его, для остальных он служил аналогом снотворного. Между тем первый роман в жанре социальной фантастики в России. И не только фантастики. Некоторые типажи, явно срисованные с современников, например, знаменитый ригорист Рахметов, спавший на ложе из гвоздей и подкладывавший под голову полено, они дадут фору всем современным йогам. Ну, и теория «разумного эгоизма» тоже кое что. Между прочим, написан роман был в заключении – в ПетроПавловской крепости. Любопытно, нынешние сидельцы способны что-то писать, кроме «маляв» на волю? Чернышевский был одним из организаторов и вдохновителей революционной организации «Земля и воля», за что и сел. Надолго. И был сослан ажник в Якутию, в Вилюйск, это не просто глухомань, это край света, Приполярье, конец цивилизации. Потом послабления и конец жизни на родине – в Саратове. Всё время работал. Переводил философские книги. Сочинял разные трактаты. Жил насыщенной интеллектуальной жизнью. Фёдор Достоевский был изрядно ушиблен Чернышевским и постоянно – очно и заочно – спорил с ним. Фёдор Михайлович сам был изрядным революционером, потом исправился и перековался, но сомнения грызли, правильно ль перековался, а революционные демократы постоянно подкидывали пищу для размышлений и провоцировали то на «Преступление и наказание», то на «Бесов»… Чернышевский универсально интересен как литературный историк и критик. «Очерки гоголевского периода русской литературы» - образцовое историко-литературное исследование. При этом написанное ясным и образным языком. Литературная критика в России, начиная с Белинского (Чернышевский был его явный и искренний продолжатель), стала отдельным и почётным жанром словесности и принесла массу почтенных имён. Характерно для Николая Гавриловича, что он, уйдя от литературной критики, поручил эту работу другой звезде русской литературы и "революционной демократии" - Николаю Добролюбову. Что ещё? Эпохальная статья «Русский человек на рандеву» Чернышевского - замечательная эпитафия всем «лишним людям» нашей литературы, от Онегина и Печорина до тургеневских героев. Превосходен этюд о Льве Толстом. Хотя и не в генеральной манере Чернышевского, который всё сводил к социально-политической тематике, это чисто эстетический анализ творчества. Лев Николаевич был в самом начале своего пути – написал повести «Детство» и «Отрочество» и несколько военных рассказов и очерков. Чернышевский угадал в нём великого и, что примечательно, глубоко своеобразного писателя. «Диалектика души», «психологический анализ» - так были обозначены особенности манеры Толстого, развитые потом в его великих романах. Вряд ли я стану перечитывать "Что делать". Но диссертационную работу Чернышевского по эстетике, пожалуй, полистаю - за здравость мыслей в оной содержащейся. Что касается литературной критики, тут Чернышевский наша классика. В завершение банальный вздох: всё-таки богата русская литература на имена и личности. Автор: Я |
Комментарии читателей: