Многие новокузнечане знают и помнят художника Электрона (Ермолаев Олег Борисович, он же Электрон Грунденталер), который сегодня живёт и работает в Голландии.
Олег Борисович родился 1 июля 1958 года в городе Сталинске (ныне — Новокузнецк). В 1975 году Электрон декларирует новое направление в искусстве — "шизореализм". "Шизореализм", как его определяет художник, не столько рисование и уж тем более не искусство, а его "личный стиль жизни". В 1990 году в Москве состоялась выставка с интригующим названием "Два традиционалиста и один шизореалист в доме 100", после которой началась работа Электрона за рубежом. Сначала восемь месяцев он живет в Швеции, а потом и до сегодняшнего времени в Голландии в городе Энсхеде. В конце 1980-х, незадолго до эмиграции, Электрон устроил на центральной площади Новокузнецка некую акцию превращения немецкого автомобиля в арт-объект с помощью топора и кувалды, тем самым продвигая почти неизвестную советскому человеку "западную" культуру. Да, в это время всем россиянам, воспитанным на культуре соцреализма, было в диковинку увидеть что-то подобное. Достаточно было надеть малиновый пиджак с тёмными очками — и ты уже выделяешься из серой толпы, что, собственно говоря, и делал Электрон. Да, было время, когда у горожан "отвисала челюсть", если кто-то проезжал по центральной улице на иномарке… Сейчас же, наоборот, российский автомобиль — диковинка! Народ требовал перемен! И Электрон давал им их по-своему, устраивая разные "художественные шоу". И люди шли на них толпой! Сегодня эти страсти улеглись, и зевак с открытыми ртами становится всё меньше. Проходят без внимания мимо тех, кто делает перформанс путём прибивания своих гениталий к мостовой на Красной площади… Впрочем, скандалы разного рода продолжают преследовать Олега Ермолаева и поныне. Все, кто увлечён его творчеством, с нетерпением ждут его следующего приезда, надеясь, что он покажет очень продвинутое для сегодняшнего дня своё творчество либо удивит своими размышлениями, которые явно соответствуют понятию "полная шиза". Замечу, что Электрон Грунденталер — один из самых необычных и, пожалуй, странных персонажей современной культуры. Его творчество понятно отнюдь не всем и весьма спорно, но поклонников от этого не уменьшается. В 1992 году Электрон учится в Академии индустриального искусства (Нидерланды, г. Энсхеде). В 1998 году оттачивает мастерство в Институте искусства, дизайна, архитектуры, музыки, театра (Канада) у легендарного Ноэля Хардинга и получает диплом мастера медиаарта. На Западе Электрон успешно продает свои картины, выставляет их в музеях мира. Вместе с голландскими художниками участвует в организации выставок медиаарта в разных странах мира. Медиаарт — это не только картины, но и видеофильмы, компьютерная графика, инсталляции (предметные композиции). Его работы есть в коллекции принцессы Иордании. Раз в год, ближе к лету, Электрон приезжает в Новокузнецк, где периодически готовит свои выставки и инсталляции. Так, к последней своей экспозиции, вместе с художником Светланой Берзиной, переодевшись в "робу" сварщика, готовил новые арт-объекты, которые сегодня находятся в одном из выставочных помещений города. Сам о себе Электрон говорит так: "Все художники в общем-то занимаются бредом. И чтобы этот бред зритель усвоил, приходится прибегать к перформансу. Попытаться сделать то, чего раньше не было в арте. А если даже картина зрителю не понравится, у него будет повод о ней поговорить. Это уже успех". Так и мы сегодня поговорим об одной из его последних работ, которую художник привёз в Новокузнецк. Этот квадриптих пока без названия, хотя среди горожан был проведён конкурс на лучшее название работы. Было подано более 30 предложений: "Вечный покой", "Вечность", "Река жизни", "По ту сторону", "Иной мир", "Итоги", "Достучаться до небес", "Гуманоиды на природе", "Чистилище", "Ад — это другие", "Времена года", "Вид из окна. Палата № 6", "Два мира", "Горы цветут — аллергики вешаются", "Три четвёртых", "Пётр снял тапочки, а арбузы зацвели", "Плато Укок. Алтайская принцесса", "Месть природы" и другие. Итоги подводил сам Электрон.Хотя ему понравилось название "Взгляд в будущее", он выбрал эти три: "Река времени" (С. Москвина), "Глубина времени" (Т. Михеева), "Предупреждение?" (С. Созина). Но свой тайный замысел квадриптиха художник сразу не открыл и только сегодня прислал смысл этой работы. "Сложное решение трудных задач не всегда ближе к истине, скорее наоборот, отдаление от неё, ибо само мышление человека дискретно и зачастую вообще не предполагает в реальности никакого решения той или иной задачи на практике, типа, и так сойдет для нормального обитания. Три пейзажа показывают незначительную изменчивость окружающей среды обитания. Работы сделаны в плоскостной системе двух координат — так устроено зрение северных народов. У них одна плоскость пейзажа по мере движения наслаивается на другую. Так получилось и в процессе эволюции мозга, где отсутствуют те доли его, которые сразу дают зрению иллюзию видения трехмерного пространства. На четвертой части изображены некие фигуры на плоскости, которые заняты пересадками частей тела от одной фигуры к другой. Смысл вкратце такой: если сегодня уже реально можно пересадить сердце или почки и результат положительный, то проблема пересадки головы или части мозга (чтобы ускорить эволюцию мозга для его болле сильного развития и решать им более сложные задачи) пока еще не подошла и к началу подобных решений. Но всё, что было у писателей-фантастов, постепенно осуществляется и в далеком будущем, я уверен, что как делать такие пересадки, ученые осуществят. А в данном случае всеми работами вместе я как бы соединяю два вида разной художественной составляющей — чистое изображение и словесное описание его, что здесь умышленно возможно. А ведь, например, в абстракции нет слов. Она сама и есть язык живописи, и именно это и было её задачей — отойти от литературы как можно подальше и жить как направление в искусстве своей жизнью, то есть создать свою среду обитания и свое пространство жизни, и для мозга человека это как бы нирвана, ибо данность, которую он не поймет. Каждый человек создаёт свою среду культурного пространства и сам это понимает. И это, в принципе, смысл жизни человека вообще, ибо он дает выход в эволюцию дальнейшего продвижения к познанию в целом и пониманию сущности бытия и т. д. А вообще, есть целое направление в философии, точнее — в данном случае сама среда культуры и есть философия. Поэтому я задаю в четвертой работе вопрос: а есть ли реальная связь между пространством обитания и попыткой человека искусственно улучшить себя физическими операциями и не ждать, когда мозг сам будет эволюционировать и подстраиваться под среду? Но я не отвечаю на этот вопрос, поэтому эта работа не закончена. А дальше, на эту четвертую часть, будет сделана сверху еще другая работа, уже связанная с религией, ибо религия монотеизма, взятая от зороастрийцев симитами, существовавшая сперва как иудаизм, а позже как христианство, позволила человеку отойти от мистических религиозных верований и, значит, от каннибализма. Мы перестали жрать друг друга и т. д. Однако это чисто художественные решения темы. А смысл, наверное, в том, что реального решения здесь нет вообще, ибо далекое будущее только прогнозируется литературой, а изобразительная его составляющая просто неизвестна. Такова реальность. А вообще моей задачей в моей придумке шизореализма и было создание отдельного мира обитания одного электрона, без других сопровождающих. Это к тому, что у меня легких решений просто нет! И это не считая моей литературы и медиаарта и т. д.". Ну что ж, вряд ли кто-то мог разгадать эту загадку, хотя и предложенные новокузнечанами названия тоже интересны и имеют свой смысл. Данную работу (и другие) можно увидеть в выставочном зале по адресу: улица Кутузова, 31, на выставке "Весенний вернисаж", и придумать своё название. Пока данная работа висит без подписи. Может, у кого-то из горожан есть более свежие мысли?Евгений Крюков. Фото автора |
Комментарии читателей: