Год с половиной месяца нет Александра Попова.
Для всех он был Сашей и даже Сашкой, но вот на второй выставке его памяти Попова называли Александром Сергеевичем. Выставка открылась в Детской картинной галерее на Кирова, 7. Именно здесь, вероятно, потому, что организовывала ее искусствовед Татьяна Высоцкая, много лет бывшая директором этой галереи (может, ее должность совсем по-другому называлась). Открывал выставку новый руководитель галереи молодой искусствовед Виктор Кайгородов. И это было так же хорошо, как и то, что на открытии были в основном студенты колледжа искусств и ученики школы искусств, точнее, бывшей художественной школы № 2. Жаль, что эта выставка не была такой полной и яркой, как та, что была в музее на сорок дней. Как не хочется похоронной терминологии! Эта тема вообще не идет Саше Попову. До сих пор не верится. До сих пор невозможно примириться с его уходом. В зале галереи не было нормального освещения. К тому же в экспозиции преобладали темные холсты, в некоторых преобладает почти черный цвет. И эти юные слушатели должны были на слово верить председателю правления местного отделения Союза художников Александру Суслову, что Саша Попов - выдающийся художник. Как председатель и как товарищ по ремеслу он очень хорошо говорил о художнике Попове. Собственно, не однажды звучало, что есть художники от ума, которые, подходя к холсту, имели в голове концепцию и ее точный план. Попов, подходя к мольберту, о концепциях не думал, их выдумывали и приписывали ему искусствоведы. Он - художник спонтанный. В одном из материалов на мой вопрос, мол, ты подходишь к холсту, - что хочешь сделать, он ответил: “Живопись хочу сделать”. Еще один момент в речи Суслова мне показался интересным, что художники стремятся к большим размерам. И Саша Попов не был исключением, но надо смотреть его небольшие этюды, в которых потрясающая живопись. Кстати, и сам Попов возле полотен известных российских художников вглядывался в маленькие фрагменты письма. Где-то за несколько месяцев до его кончины он в музее обращал мое внимание на эти моменты. Надо, конечно, вглядываться в работы художника. Не только начинающим живописцам, но и рядовым зрителям. И не только в произведения Саши Попова, но и других художников. Выставка продержится до сентября. И я советую читателям посетить галерею. Дело в том, что с уходом художников исчезает возможность видеть их произведения. Они где-то в частных коллекциях, в запасниках музеев, в семьях и у родственников. Это большая проблема. И потому каждая выставка - шанс увидеть замечательное произведение изобразительного искусства. Художники, как, наверное, никто, близки другим видам искусства. Как многие живописцы, Александр Попов писал под музыку, в основном под классическую. Он не признавал попсу. В его картинах нередко звучит мелодия, словно он создавал их по музыкальным законам. И как у других художников, его живопись близка поэзии. И как некоторые из них, он сочинял стихи. И под конец жизни он их читал друзьям. По телефону. “Чегой-то он? На старости лет с ума сошел?” - спрашивала я его товарищей. Когда я что-то подобное сказала ему, обиделся. И сказал, что сочиняет с молодости. Но я оценила их после его смерти. Приведу здесь лишь несколько. Художник пишет осень, У осени он раб, Осин веселую орлянку И охру куполов берез. И синий цвет платков у баб. Рисует длинное пространство, Стоящий у забора сена воз. И постепенно осень переходит К нему на белый холст… *** Марал я ватмана бумагу, Белилами закрашивал холсты, На них я рисовал мосты, Мост утренний и Мост ночной, озерный мост И мост морской. Мост встречи и Мост разлуки. Мост радости и скуки. Я рисовал и рисовал, Но их никто не покупал. *** Строил я дом, А построил шкаф, Где висит пиджака Непришитый рукав. Строил я жизнь, А построил эскиз. Над разбитым окном, Неприбитый карниз. Нету дерева, нет на нем соловья, Нет грядок и нет воробья, Клюющего муравья. Нет дочерей - Будущих матерей. Но пока есть я! И мои сыновья. Есть внуки и внучки, Капризные дождливые тучки, Солнечные зайки, Маленькие зазнайки. *** Художник мертв - невообразимо. Художник жив - необъяснимо. Художник - вера и любовь! Художник, перерождающийся вновь! Палитра, кисти и надежда - Вот и вся его одежда. Упасть, подняться, Вновь упасть. Сознание живописи - страсть! Про отца Мальчишка едет за Урал, Людского горя перевал, С востока едут воевать, А на восток - детей спасать. Мальчишка едет за Урал. Из дома детского сбежал. Отец воюет, братья, мать Уже в Сибири. Живут в большой квартире. Квартира Кузней та зовется. И все для фронта там куется. Куется танк, куется пушка, Куется руссишь-колотушка. Мальчишка нем, мальчишка глух, Добраться бы туда до белых мух. Сибирь - холодная страна. Любима Сталиным она. Сибирь - сплошные лагеря, Не любит Сталина она. Мальчишка нем, мальчишка глух, Добрался он туда до белых мух, Нашел своих он за полгода, Излазив все заводы. Мальчишка тот - отец был мой, С рождения глухонемой. “Мысль” Ты рождаешься в холстах, В надутых ветром парусах, Ты рождаешься в стихах, Надутым ветром в облаках. Появляешься на время, Забирающая семя, Оставляющая запах, Будоражащая мысль, Забирающая жизнь. *** Сорок сороков Заплетающих оков. Сорок на сорок - Тысяча шестьсот Перепутанных дорог, Тысяча шестьсот Птиц, оставленных в залог. Тысяча шестьсот Неоплаченных долгов. Сорок сороков Ненаписанных стихов, Сорок сороков Ненаписанных холстов. Живопись - это я! Съел свои зубы, Вырыгал желчь. Пуст мой желудок И во рту моем жесть. Борюсь за рассудок, В душе моей мрак, Живопись портит Какой-то гад! Убежать бы, уехать В другие края. Но держит живопись - Жизнь моя! Татьяна Тюрина. Александр Бокин (фото) |
Комментарии читателей: