Кузпресс: новости, проблемы, перспективы. Новокузнецк, Кузбасс, Сибирь

В Новокузнецке нашли подростка, который поджёг ёлочку у памятника Ленина

В Рождество Христово в Кузбассе появились на свет 45 малышей

2024 год – рекордный по числу туристических поездок по России

Кузпресс: новости, проблемы, перспективы. Новокузнецк, Кузбасс, Сибирь  
  • Экономика
  • Культура
  • Экология
  • Происшествия
  • Криминал
  • Общество
  • Политика
  • Выборы
  • Спорт
  • Разное
  • Городское хозяйство
  • Новации
  • Здоровье
  • Протесты
  • Погода, климат
  • Вооружённые конфликты
  • Подписка на рассылку:
    Архив:
    Пн Вт СрЧт Пт Сб Вс
        1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30 31
    Счетчики:
    Яндекс.Метрика
    КузПресс
     Главная   Новости   Официально   Рейтинг   Фото
    20.02.2019 | Балерины Зинаиды Серебряковой просмотров: 3118 | комментариев: 16
    Балерины З. Серебряковой - альтернатива выставленным в  НХМ
    Альтернатива балетным фото в вестибюле Новокузнецкого художественного музея
    Работы Зинаиды Серебряковой на тему балета можно условно поделить на три группы: портреты балерин (обычно в костюмах, по пояс, выполнены пастелью), балерины в уборной перед спектаклем (наброски пастелью и несколько масляных холстов) и карандашные наброски отдыхающих, разминающихся и гримирующихся балерин.
    Начнем, пожалуй, с  самой, на мой взгляд, удачной крупной вещи этой серии так называемых "Больших балерин"
    Большие балерины. Балет Ц. Пуни "Дочь Фараона"
    1922
    Холст, масло
    113х136 см
    Частное собрание
    Картина интересна своим декоративным и цветовым решением, конечно, оно обусловлено спецификой костюмов балерин, однако, на мой взгляд, Серебрякова здесь весьма удачно использовала натурный материал. Общая композиция - характерная для многих работ художницы - взгляд сверху, большое пространство пола, задний план менее проработан, фигуры кадрированы. Балерин здесь мы видим практических во всех стадиях одевания, от поправляющей пуанту танцовщицы справа до практически обнаженной девушки на дальнем плане. В целом композиция построена вокруг кольца балетной пачки девушки в центре, будто бы вся суматоха перед выход вращается вокруг нее, однако сама балерина спокойна и неподвижна. Несмотря на то, что костюм ее не полон - она обнажена по пояс, -  создается впечатления, что девушка уже на сцене, раскинула руки в танцевальном жесте, опустила глаза и готовится сделать первые па. Она уже преобразилась, погрузившись в мир танца.
    Из письма Е.Н. Лансере к Н,Е. Лансере, Петроград, 22 января 1922 года:  "Вообще эту зиму мы окунулись в балетный мир. Зина рисует балерин раз три в неделю, кто-нибудь из молодых балерин ей позирует, затем Таточка в балетной школе и два раза в неделю Зика ходит с альбомом за кулисы зарисовывать балетные типы. Все это благодаря тому, конечно, что наши два жильца увлекаются балетом и два раза в неделю - среду и воскресенье - обязательно ходят в балет..."
    В балетной уборной Мариинского театра
    1923-24
    Бумага, пастель
    38х47
    Частное собрание
    А эти балерины нарисованы на обороте предыдущего листа:
    В балетной уборной Мариинского театра
    1923-24
    Бумага, пастель
    38х47
    Частное собрание
    Серебрякова получает в 1921 году разрешение бывать за кулисами Мариинского театра и рисовать балерин. В 1924 году в письме брату Н.Е. Лансере с просьбой зайти М.П. Кристи, уполномоченному Наркомпроса в Петрограде, чтобы продлить для Зинаиды разрешение рисовать в театре, художница приводит примерный  текст этого разрешения: "разрешается художнице Серебряковой продолжать художественные работы за кулисами Академического театра во время спектаклей (т.к. объясни ему, что ведь это и есть те эффекты, которые я рисую)". Среди работ Серебряковой нет ни одной с изображением самого спектакля, о каких же эффектах она говорит? Мне кажется, что речь здесь идет об ощущении чуда, которым пронизано все закулисье перед спектаклем, о моменте преображения актера перед выходом на сцену, превращение обычных женщин в сказочных принцесс и фей. Жизнь театральных актрис преподнесена Серебряковой не как набор будничных забот, а как праздник, все их приготовления - как предвкушение чуда.
    Портрет Е.А. Свекис в костюме для балета "Фея кукол"
    1923
    Государственный театральный музей им. А.А. Бахрушина
    Почему Серебрякова обращается вдруг к теме балета и танцовщиц? Можно назвать целый ряд причин. И влияние мирискусников и в частности Александра Бенуа, дяди Шуры, который кроме того, в начале 1920-х был управляющим делами Мариинского театра; и жильцы-балетоманы С.Р. Эрнст и Д.Д. Бушен; и Тата, старшая дочь, поступившая в 1921 году в хореографическое училище; и, возможно, желание уйти от повседневности, погрузится в чудесный иллюзорный мир, который создает театр (мотив поиска иного, игрового, прекрасного мира можно проследить и  в не балетных работах художницы).
    Из письма З.Е. Серебряковой к Г.И. Тесленко, Петроград, 28 февраля 1922 года:  "Я тоже часто бываю в балете, хотя это и не рассеивает мою тоску, но  я рисовала несколько молодых танцовщиц кордебалета и поэтому должна ходить в балет, назначать сеансы..."
    В балетной уборной
    1922-1924
    Бумага, пастель
    63,3х48 см
    Частное собрание
    Из воспоминаний Татьяны Борисовны Серебряковой:  "Она получила разрешение бывать за кулисами бывшего Мариинского театра. Удивительно скромная ее маленькая фигурка по воскресеньям и средам (в дни балетных спектаклей) появлялась в балетных уборных, где она непрерывно делала наброски с одевающихся и гримирующихся артисток и подружилась со многими из них. Так родились композиции на тему одевающихся балерин и серия их портретов".
    Вот еще одна довольно удачная работа маслом, "Девочки-сильфиды":
    Девочки-сильфиды (балет "Шопениана")
    1924
    Холст, масло
    83х102,5 см
    ГТГ
    Балерины в уборной Мариинского театра
    1922-24
    Бумага, темпера, карандаш
    47,7х44 см
    Частное собрание
    Снежинки. Балет "Щелкунчик"
    1923
    Холст, масло
    105х85 см
    ГРМ
    Балерины в уборной
    1923
    Бумага, пастель
    59х74 см
    Музей личных коллекций, ГМИИ
    В балетной уборной. Балет "Лебединое озеро"
    1924
    ГРМ
    В балетной уборной
    1924
    Холст, масло
    В балетной уборной. 1922-1924
    Танцовщицы
    Начало 1920-х
    Бумага, пастель
    61х47 см
    Музей личных коллекций, ГМИИ
    Из рецензии Всеволода Воинова на выставку З.Е. Серебряковой в Выборгском доме культуры, 1928 год:  "ее увлекает яркое и красочное зрелище балета и, изображая последний, она не стремится передать динамику танца, стремительность балетных "па", - а берет моменты отдых или подготовления танцовщиц и выход на сцену"
    Отдыхающая балерина. Портрет балерины М.С.Добролюбовой
    1924
    Бумага на картоне, пастель
    41х60
    Частное собрание
    Наибольшую известность получила серия портретов балерин. Всего их было выполнено Серебряковой около полутора десятков. Во всех - одна и та же композиционная схема.
    Из воспоминаний Татьяны Борисовны Серебряковой:  "Дома у нас бывали танцовщицы. Мама купила балетные пачки, корсажи, трико, туфли - полное облачение балерины, и сама надевала его, принимая перед зеркалом те или иные позы, необходимые для задуманных ею композиций. Она любила и ценила Дега, но в своих работах, посвященных балету, шла своим путем, видела этот мир своими глазами"
    Портрет балерины Л.А. Ивановой
    64х48
    Картон, акварель, гуашь
    ГРМ
    Портрет Л.А. Ивановой
    Ок. 1921
    Бумага, сангина
    44,5х33 см
    Музей личных коллекций, ГМИИ
    Из рецензии Всеволода Воинова на выставку З.Е. Серебряковой в Выборгском доме культуры, 1928 год: "Любопытна серия ее портретных работ, выявляющих ту же основную особенность дарования художницы, ее особенность выбирать в натуре все наиболее красивое и выдвигать его на первый план. Отмечу характерную черту портретов Серебряковой - их неуловимое, но тем не менее определенное сходство друг с другом, - это обстоятельство объясняется легче всего тем общеизвестным фактом, что художники наделяют свои модели как внешними, так и внутренними качествами, присущими им лично."
    Портрет А.Д. Даниловой в костюме для балета Н. Черепнина "Павильон Армиды"
    1922
    Бумага, пастель
    75х53,5 см
    Государственный театральный музей им. А.А. Бахрушина
    Портрет Г.М. Баланчивадзе (Дж. Баланчина) в костюме Вакха для балета А. Глазунова "Времена года"
    1922
    Бумага, темпера, гуашь
    59х44 см
    Государственный театральный музей им. А.А. Бахрушина
    Портрет Е.Н. Гейденрейх в голубом
    1923
    Бумага на картоне, пастель, карандаш
    61,9х41 см
    Курская областная картинная галерея им. А.А. Дейнеки
    Портрет балерины Е.Н. Генденрейх в красном
    1923
    65х48,5
    Картон, пастель
    ГРМ
    Портрет Е.Н. Гейденрейх в белом парике
    1924
    Бумага, пастель
    59х46 см
    ГТГ
    Портрет В.К. Ивановой в костюме испанки
    1924
    Бумага, пастель
    59х46 см
    ГТГ
    Портрет В.К. Ивановой в гримерной
    1924 (?)
    Бумага, пастель
    61,5х47,5 см
    Портрет М.Х.Франгопуло
    1922
    Именно работая над серией балерин Серебрякова находит свой "фирменный портретный стиль", быстрые вещи выполненные пастелью, в дальнейшем в той же технике будут исполнены ее и парижские портреты, и марокканские, бретонские и итальянские зарисовки.
    Из воспоминаний Татьяны Борисовны Серебряковой:  "Если в первые годы она работала в технике темперы, масла, то в 1921 году попробовала работать пастелью, к тому же своеобразной, только ей присущей манере, используя пастозность наложения, легкую штриховку и растушевку. По плотности цвета, лаконичности  и строгости  рисунка эти произведения не уступают работам, исполненным маслом..."
    К этой же группе портретов примыкает и портрет дочери Серебряковой, Таты, которая в это время учится в Петроградском хореографическом училище:
    Тата в танцевальном костюме
    1924
    Бумага, пастель
    64х47 см
    Собрание семьи Серебряковых
    Из письма З.Е. Серебряковой к Г.И. Тесленко, Петроград, 18 ноября 1922 года:  "Таточка уже один раз выступала на Мариинской сцене - несла ввиде пажа шлейф "Спящей красавицы", загримированная и в парике. Мне было очень забавно видеть ее на сцене."
    Судя по всему, Серебряквой было создано большое количество набросков и зарисовок прямо на месте, за кулисами, они, скорее всего, служили основой для крупных работ художницы. Здесь мы можем отследить те мотивы, что потом будут использованных в холстах и пастелях.
    Балерины. Наброски
    1922-24
    Бумага, карандаш
    Собрание Е. Б. Серебряковой
    Н.М. Стуколкина в балетной уборной
    1922-24
    Бумага, графитный карандаш, сангина, растушевка
    35,6х22,1
    ГТГ

    Комментарии читателей:


    Обсуждение материала зарегистрированными гостями портала возможно на актуальной версии сайта КузПресс.    Перейти    Зарегистрироваться    В Клуб КП