14 июля исполняется 115 лет со дня рождения основоположника биографической прозы, американца Ирвинга Стоуна.
Он написал массу великолепных книг. Даже в корявых современных переводах они читабельны в высшей степени. Почему говорю – «корявых», это потому что нынче переводчики редактируют машинный перевод, а не ищут русского эквивалента англо-американскому слэнгу. Первой мною прочитанной книгой Ирвинга Стоуна была биография Джека Лондона «Моряк в седле». Я тогда как раз переживал период увлечения Джеком Лондоном, а после «Моряка в седле» вообще полюбил его всем сердцем. Джек Лондон был так похож на своих героев, в первую голову, конечно, на Мартина Идена, путём, которым вышел в писатели из пролетарских низов. Сам Стоун при этом был вполне благополучным юношей из среднего класса и развивался вполне гармоничным и даже скучноватым путём: университет, преподавание и, наконец, литературная работа – сначала писал неуспешные пьесы, а потом нашёл свою стезю. Причём начал с биографии ВанГога. «Жажда жизни», так он назвал этот роман-биографию. Винцент ВанГог – художник-бунтарь, первооткрыватель, вполне сумасшедшая личность – и буквально, и в переносном смысле, он совершенно не вписывался в современное ему общество. Видимо, эдак Ирвинг Стоун сублимировал в литературных своих интересах подавленную страсть к авантюрам и приключениям. Сам-то он был, повторяю, вполне благополучным гражданином своей страны. Другие бунтари, описанные Стоуном – Микальанджело в романе «Муки и радости». Зигмунд Фрейд, перевернувшей и перепахавшей вековые знания о человеческой психологии. Юджин Дебс – американский просветитель левого толка, воспринявший социалистическую идею душой и сердцем. Или вот роман о гениальном дилетанте Германе Шлимане, нашедшем легендарную Трою, просто внимательно изучая «Илиаду», которую образованцы 19 века считали чуть ли не фольклором – уважаемой, классической, но всего лишь сказкой про героев и богов. А она вдруг оказалась вполне реалистической вещью. Вплоть до деталей. Ирвинг Стоун открывал читателям первооткрывателей. И заражал читающих своим восхищением ими. Моя любимая книжка Стоуна (после, конечно, «Моряка в седле») – роман-хроника об открытии американцами Дальнего Запада. Прибрежный Восток они подчинили, но жажда новых открытий, бес авантюризма двинул их дальше – в страну гор и лесов, пустынь и безлюдья, золотой лихорадки и опасностей, про которую потом были написаны сотни приключенческих историй и сняты классические фильмы. «Вестерн» - жанр в искусстве, который подарил человечеству Дальний Запад. "Достойные моих гор" - жемчужина жанра. Ирвинг Стоун – мировой классик. Приятно вспомнить о его книгах в день рождения писателя. Автор: Я |
Комментарии читателей: