Вчера был день рождения великого Зощенко.
Великого гражданина и гениального русского писателя. Насчёт гениального не вру и не преувеличиваю. Михаил Зощенко создал сказовый образ мелкотравчатого советского обывателя, в котором все узнавали себя. Но всячески себя в нём не признавали. Всем хотелось быть лучше, значительней и отчасти величественней. Но что поделать, мы те, кто мы есть и говорим тем языком, квинтэссенцию которого открыл для нас и из нас Зощенко… С Михаила Михайловича Зощенко началась советская сатира. Ранешняя, русская была гоголевской и щедринской. Она «обличала» власть имущих, богатых мироедов, эксплуататоров всех мастей. Советская власть с эксплуататорами поступила радикально – она их уничтожила. И остались одни бывшие эксплуатируемые. Прежние, «старорежимные» называли себя «образованный класс». Или «привилегированный». И вот привилегии кончились. «Образованцев» кого отправили на «философском пароходе» за границу, чтоб не путали народ глубокомысленными рассуждениями, кого перед тем просто утопили – помните фильм «Солнечный удар» Никиты Михалкова? Остались «пролетарии умственного труда». Они и стали предметом творческого изучения новым писательским поколением. По-разному их изучали. Михаил Булгаков подходил со всей суровостью и из-под его пера выходили отвратительные шариковы и швондеры. А Зощенко всем сердцем полюбил современников и с видом одного из них посмеивался над жильцами коммунальных квартир и посетителями общественных бань. Собственно, над собой. Ну, не лично над собой. Михаил Зощенко героически воевал в Первую мировую, был ранен и отравлен немецкими газами. Его из вольноопределяющихся произвели в офицеры русской пехоты, он дослужился до командира пулемётной роты и капитанского чина и был награждён пятью орденами Российской империи. А посмеивался он над присущими любому человеку слабостями и странностями. Всегда, кстати сказать, актуальными – вот раскройте книжку старых рассказов Зощенко и узнаете в них своих друзей, соседей – «Воронью слободку», из которых, собственно говоря, и состоит всё наше общечеловеческое общежитие. «Воронья Слободка» это, конечно из Ильфа и Петрова, но ведь Зощенко был их любимейшим писателем. И их. И Валентина Катаева, у которого Ильф и Петров заимствовали свои сюжеты и типажи. И Булгакова, который, по мнению Дмитрия Галковского, проницательного литературоведа, помог творцам «Золотого телёнка» написать их знаменитые романы. Советская власть поначалу благосклонно отнеслась к Зощенко. Ведь он воевал не только за Империю, но и в революционной армии поучаствовал, пока не списали по здоровью. И рассказы его пользовались необыкновенной популярностью. Зощенко разъезжал по стране, как будто нынешняя попсовая звезда, и собирал самые большие залы слушателей своих рассказов. В поздний период творчества Зощенко подступал к новым литературным темам и проблемам. Но осуществить планы ему не дали, обрушившись обвалом компартийной критики на его книги. Морально уничтожили писателя. Деморализовали. Вычеркнули из литературного процесса. А когда вернули, было уже поздно… Автор: Я |
Комментарии читателей: