Александр Моисеевич Володин (настоящая фамилия — Лифшиц; 10 февраля 1919, Минск, — 17 декабря 2001, Санкт-Петербург)
Грустный пьяница в быту. Привык к фронтовым «наркомовским» да так и не отвык. Бесприютный. Вырос в чужой семье. Натурализовался в чужом городе. Правда, этот город Ленинград. Но всё равно он был самым грустным драматургом Советского Союза. Грустно-смешным. Его юмор на грани слёз. Его слёзы – сквозь смех. У меня ощущение, что он забыт. Ушёл вместе с общагами, коммуналками, комсомольскими собраниями, бодрыми песнями по неумолкающему радио – с советской властью, скажу обобщая. При всей какой-то неустроенностью и вечной временностью, вот придёт светлое завтра и заживём, жизнь при Советах была неплохой. А во многом так и замечательной. Кабы не Володин и его герои, у которых всё как-то не так, и смешно, и грешно. Забыт? А назовите фильмы, сценарии к которым он написал, или те, что выросли из его пьес, так всякий тут же вспомнит и «Осенний марафон», и «Пять вечеров», и «Старшую сестру». Звёзд советского кино и театра, которые снимались в этих фильмах: Людмилу Гурченко, Татьяну Доронину, Марину Неёлову, Наталью Гундареву, - все талантливые и прекрасно-женственные. А про мужиков умолчу, но там тоже все как на подбор – от Леонова до Басилашвили. И каждый считал за честь прикоснуться к диалогам, написанным Володиным – таким незатейливым, состоящим из вроде бы простых фраз и читающихся как бы влёт и на первый взгляд смыслов… Про него, постоянного посетителя одной из ленинградских рюмочных, рассказывали, что приходя за своей «наркомовской» порцией, старый фронтовик просил хозяйку заведения: - Девушка, налейте мне сто грамм. И улыбнитесь… Улыбнёмся и мы, думая об Александре Володине. Автор: В.П. |
Комментарии читателей: