Послесловие к Никоновским чтениям.
«С любовью о Любви»! Так они назывались нынче, в январе 2019 года. Открыточная коннотация! В гостиную свежеотремонтированного особняка купца Байкалова набилось народа, что не возможно было сделать фотографии, так как корреспондент был зажат в углу. Из обязательной программы выступление преподавателей и учениц Сороковой музыкальной школы и поэтическая композиция тоже под музыку подготовленная сотрудницами музея Достоевского на стихи Любови Никоновой, перемежеванная цитатами из Нового Завета! И три часа читки стихов выступающими, заранее включённых в список, что некоторых выходящих за рамки регламента пришлось захлопывать. Начисто был забыт закон восприятия, что слово слышится только первые пятнадцать минут, потом всё происходящее на сцене выглядит как театральное действие, слушатель глохнет, превращаясь в пассивного зрителя! Один лишь момент сбил монотонность мероприятия, когда из публики спонтанно была вызвана случайная гостя приехавшая с севера области, которая единственная рассказала о своих отношениях с поэтессой, о встречах в 27-ой школе, Никонова приезжала в самую дальнюю деревню в районе за 100 километров от города, для сельских ребятишек это было как явление Монны Лизы, чудо, к ним в школу добрался настоящий литератор. Благодаря стихам и образу жизни нами почитаемой писательницы, по словам выступающей, бывшая учительница русского языка даже воцерковилась. Завершила мероприятие единственная чиновница от районного образования любимым стихотворение: «Сосна к сосне, сосна к сосне!» (последняя стока стихотворения и трёх часового марафона), обрадовав, что одну из школ Кузнецкого района назовут именем Достоевского! Впоследствии, разговаривая с представителем Образования, я высказался, что называть учреждение в канун 200-летия великого писателя – значит быть в русле официального и официозного тренда, а вот если бы вы назвали одну из школ Орджоникидзевского района именем Любови Никоновой, вот это был бы подвиг! Организаторы этого мероприятия (Музей Достоевского) уже в кулуарах после многочасового напряжения шутили: «Конечно, Сергей Владимирович нас покритикует!» На что я ответил вполне серьёзно: «Никонову приватизировали библиотекарши и попы!» В программе было выступление иерея Духовного училища (или семинарии), который минут пятнадцать проповедовал о любви, вспомнив семь древнегреческих видов любви, назвав только три из них! Никоновские чтения, начавшиеся в январе 2013-ого (или 2014-ого) года в большом зале около Собора Рождества Христова как событие районного масштаба, теперь оптимизировались до традиционных камерных заседаний в помещении музея! (Аншлаг задействовал всё сидячую мебель заведения!) Для помнящих Никонову и почитателей её творчества может быть это оптимальный вариант, когда каждый желающий читает её стихи и этим выказывает признательность и память свою. Своё же выступление на закате второго часа, когда в сценическом действии солнце переваливает зенит и обычно наступает кульминация, я начал с фразы: «Наконец и до писателей дело дошло!» Всё о любви и о любви. А в жизни Любови Алексеевны любви не замечено было. Она была одинока! Хотя, со слов однокурсницы Пединститута, студенткой страдала от неразделённой любви! ( тут я повёл себя как заправский сплетник) Среди снимков слайд-фильма (с помощью диапроектора на стене мелькают фотографии) встречается тайный воздыхатель, который открылся мне, но не открылся субъекту своего обожания. Творчество Никоновой идеологическое, опирается на мыслительную основу, в Блоковской эстетике, продолжение русской поэтической традиции. Считается, Поэт в стихах разговаривает с Богом, поэтесса – с мужчиной, а Никонова встаёт в позицию и разговаривает с миром на стороне Бога. Отсюда и её глобальное одиночество. Как говорят многие, вышла бы замуж, перестала писать стихи?! ( это мои теоризирования или теоризаторство?!) На Чтениях я хотел читать не стихи о любви, а детские стихи или стихи для детей! Которые вызывают у меня восторг! Сейчас меня занимает взаимовлияние творчества педагога Никоновой и её учеников! Любовь Алексевна постоянно публиковала подборки своих студийцев словно отсчёты о проделанной работе! Помню меня поразило стихотворение пятиклассника из студии «Фесковские литераторы!» Где тут автор, а где редактор? Жаль, что я не переписал его себе в дневник, и оно осталось эмоцией?! Далее привожу мной выбранные строфы из поэмы Любови Никоновой как пример взаимовлияний. (Ручной набор с бумажной книги, из 16-ти её книг в интернете не так уж и много стихов. Где вы многочисленные ученики? Где вы переводчики на электронную письменность?). Полезно напитывать и напитываться поэтическим веществом?! Смотрите как оно выливается в ожерелье маленьких шедевриков! Калейдоскоп явлений дивных (Поэма детских фантазий) Мгновения узорные – Ценности бесспорные Минуты разноцветные – Сокровища несметные. Этот радужный туман Выплыл из заморских стран. В нем загадочно таилась Толь угроза, то ли милость. Хорошо иль плохо это – Не нашел никто ответа. Осенний ветер наступает Закат таинственный блистает И в этом красном свете Румяные играют дети. Он роскошен и богат, Этот пламенный закат. Небо утопает в красках, Как ребенок в ярких сказках. Волшебный ландыш снится Ане. Он вырастает на поляне, Где говорящие травинки Стихи читают без запинки. Жар-птица Полукакаду Гуляла вечером в саду. Навстречу вышел кот со шпагой. Его глаза горят отвагой. С военной формы снял звезду- И отдал Полукакаду. Жар-птица Полумараду Имела знак тире на лбу. На крыльях выпуклых крутых Цвели две синих запятых. А на вершине гребешочка Сверкала золотая точка. Большая матрешка простудилась немножко. Матрешкины детки дают ей таблетки. Закованные орехи Надежные доспехи. Ни суеты. Ни спешки. Крепкие орешки. Огромная глыба Молчала, как рыба. А камешек-малец Звенел как бубенец. Очаровательные лилии… У них красивые фамилии… Вот белых ландышей волна… У них прекрасны имена. Жизнь-умница. Придумала она Эдем океанического дна. Загадочная, сложная во многом, Движенье подарила осьминогам. И, приучив к давленью и нагрузкам, Свой смысл открыла крабам и моллюскам… Волны плещут у берега слабо. Принимаю их голос с тоской. Я хорошею рыбкой была бы, Обитала б в стихии морской… Опустились зяблики На лодки кораблики. И слетелись журавли на большие корабли. На капитанских мостиках Полно скворчишек простеньких. На палубах по-русски Судачат трясогузки. В интерьере всех кают Канареички поют. В каждом узоре – Волнистое море. Гармонии линий – Разум дельфиний, В подтексте – гений Подводных течений. Ромашки зацветают на лугу. Пасется там хорошенький теленок. Он щиплет их, но хочет творогу, Поскольку ел молочное с пеленок. Съедобны и питательны ромашки! Но наш теленок хочет простоквашки. Но в золотой его крови Сверкали атомы любви. Их разговоры Длинны, как коридоры Их приветы Скучны, как кабинеты. А наши шутки Подвижны, Как маршрутки. А диалоги Легки, как ритм дороги. И счастливые поэта Славят звезды и рассветы. 1997 - 1999 |
Комментарии читателей: