Акварели Элины Елиной похожи на цветные сны.
Как будто на Новокузнецк наложили жизнерадостный инстафильтр. Легкость, эфемерность и красота в каждом этюде. Сложно представить, что эта же художница почти 15 лет занималась украшением храмов. Помогала отцу - известному новокузнецкому художнику Геннадию Елину - расписывать храмы и складывала иконы из мозаики. В семье, где глава — "несгибаемый гвоздь", одно дело делили на всех, а год шел за два. Как в этом многоголосии услышать свою неведимую песню? — мы говорили с Элиной Елиной. Но разговор получился не столько о личном, сколько о семейном творчестве. МЕНЯ НЕ УЧИЛИ. Более того, папа был сторонник, что лучше заниматься и вникать самому, чем идти в школу. Школа учит так, что все выходят почему-то похожие. Он нас с братом конкретно ничему не учил, но мы постоянно работали. Все время участвовали в родительских проектах. Мне сейчас Лена Башарина (новокузнецкая художница) очень смешно рассказывает: я как-то пришла к ней в мастерскую и она сидит грустная, говорит, что-то работа не идет . А я, еще будучи ребенком, говорю: "Лен, да давай я тебе помогу! Мы папе постоянно помогаем . То колера разводим, то красим картоны цветные" . Она тогда очень удивилась.ЛУЧШЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ, КОГДА ОНИ УЧАСТВУЮТ СО ВЗРОСЛЫМИ В ПРОЦЕССЕ. Мы все время крутимся в мастерской, подошел, нарисовал в папиной графике кружочек, а папа потом его оставил. Постепенно появляются обязанности: принеси какую-нибудь кисточку или баночку с красками. Мы уже должны понимать, где это находится. А если мы делали росписи, то ехали всей семьей. Я, мама, брат и папа. Во всём, что происходит, ты участвуешь, не важно, сколько тебе лет. Ты уже как будто все прошел: школу, институт, училище. Родители никогда не жалели ни красок, ни бумаги. И когда надо было в художку поступить, у меня были пачки достаточно интересных работ. ПАПА ЧАСТО ВЫДЕРГИВАЛ МЕНЯ НА СВОИ ПРОЕКТЫ. Заканчиваешь 11 классов, а папа говорит: давай годик поработаем. Работа была очень интересная — мы делали полностью детский сад, мозаики, витражи, росписи интерьеров зданий в Калтане. И когда на втором - третьем курсе училась, он мне звонит, говорит: "На лето приезжай, есть интересный заказ". И я нисколько не жалею, это настолько захватывает. ЧАСТЬ МОИХ ЭСКИЗОВ ПАПА ДОПИСЫВАЛ. Когда я в Кемеровское училище поступила, я каждую неделю приезжала домой в Сарбалу. И мы умудрялись написать несколько этюдов. Мои одногруппники говорили: "Мы тоже туда хотим. Там так красиво". Потом оказалось, что часть моих эскизов папа дописал и они в соавторстве получились. Видимо, какая-то моя цветопередача ему понравилась и он каким-то образом это продлил. У меня тогда не было возможности перейти на большие холсты, а он просто брал это и делал. Иногда мои работы перетекали в его и наоборот. И я ему очень благодарна, потому что он в этом увидел композицию, которую можно потом реализовать.ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВСТРЕЧАЛИСЬ РАЗНЫЕ. Бывает момент, когда преподаватель говорит самое главное и пусть он остальное время будет молчать. Хуже всего учеба не в ту сторону. Я хотела попробовать сделать что-то с театром связанное, и вот тут мне встретился преподаватель Владимир Фатеев. У него набор раз в 4 года и я попадаю как раз к нему. Несказанная удача. Это такой преподаватель, который ничего не рассказывает, он просто говорит : "лажа", "лажа" и все. Ты пошел. У него невозможно толком учиться, он ничего не объясняет. И те люди, которые пришли случайно, они сами понимают, что они лишние. Под конец года уходят, потому что он не ставит почему-то оценок.У МЕНЯ БЫЛ ОПЫТ РАБОТЫ В ТЕАТРЕ. Сначала это все интересно: делаешь эскизы костюмов, декорации. Я работала в Новосибирском кукольном театре, сделала спектакль "Теремок". Но потом не совсем сложилось и переехала в Новокузнецк. НОВОКУЗНЕЦК ЗАИНТЕРЕСОВАЛ. Мы чуть-чуть позже пришли в этот город, а до этого целый пласт истории. Находишься в Новокузнецке и хочется больше увидеть. И вот начинаются такие путешествия по Новокузнецку. И краски города открываются в разное время года по разному. Что мне интересно, в 2008 году на мою выставку пришел Выпов Александ Иванович (главный архитектор Новокузнецка 1965-1984). Написал отзыв и это было для меня очень памятно. С его деятельностью связана целая история города. Мне это очень приятно. ТЫ ДОЛЖЕН УСЛЫШАТЬ НЕСЛЫШИМУЮ ПЕСНЮ. Это некое состояние, которое к тебе приходит, а ты должен увидеть и уловить. В этом акварель очень помогает. Мы много ходили на этюды с акварелью. Быстро, оттенки, цвет. У нас так сложилось, что с этюдных, пленэрных работ можем картину дальше развивать. Она и сама по себе самодостаточна. Какие-то работы остаются, как акварели. ИНОГДА ВОСПОМИНАНИЯ ЛУЧШЕ ПЕРЕДАЮТ СОСТОЯНИЕ, ЧЕМ ФОТОАППАРАТ. Ты берешь камеру , фотографируешь, понимаешь, что это вообще никак не передается, просто черная картинка. Лучше вообще убрать цветовые фотографии и просто вспомнить. ЛЮБОМУ ХУДОЖНИКУ МОЖНО ПОУЧИТЬСЯ У ДЕТЕЙ. Я с детьми работала в детской школе искусств и мне очень это нравилось. Дети — это что-то отдельное, как они видят, как чувствуют. И работа с ними интересная. Их нужно подлавливать в нужный момент, когда они что-то выбрасывают… Сейчас я работаю со студентами. Есть много способных, очень хотелось, чтобы они попадали в хорошие руки. ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ХУДОЖНИКОМ В НОВОКУЗНЕЦКЕ? Даже в портретах на заказ желательно сохранять свою индивидуальность и сразу с заказчиком обговаривать: "Да, я напишу мазками. И это тоже нормально". И заказчики попадаются, которые адекватно относятся. Нельзя сказать, что у нас тут все обыватели и ничего не любят. Сейчас есть возможность работать по интернету. Можно находится в любой точке и работать. Зацикливаться на нытье: "ах, Новокузнецк и все плохо-плохо" — это не повод не писать.МОЙ ПАПА НЕСГИБАЕМЫЙ ГВОЗДЬ. А мое жизненное кредо даже не знаю, как сформулировать... Если взять художника Геннадия Елина, то у него было кредо: движение. Ощущение, что он никогда не унывает и это все он пытался нам передать: позитив, внутренняя сила, уверенность, отсутствие нытья. Более того, он на столько проектов положил кучу энергии, но они не выполнены: денег не было, заказчик передумал. Но он все это отбрасывает и дальше идет, снова ищет новые проекты. Меня поражает его сила. Он как несгибаемый гвоздь. Ему все равно все интересно. Он будет перестраиваться и работать дальше. Я благодарна судьбе, что родилась в такой семье. Анна Захарова, специалист по связям с общественностью НХМ |
Комментарии читателей: