Юрий Карлович Олеша ( 19 февраля [3 марта] 1899, Елисаветград — 10 мая 1960, Москва) — русский советский писатель, поэт и драматург, журналист.
Поколение Булгакова, Багрицкого, Катаева, Бабеля, Зощенко. Одессит. Один из создателей "южнорусской школы". Мастер цветного или так называемого "узорчатого" стиля в советской литературе - насыщенность и отчасти перенасыщенность образами - характерная черта этого стиля. Эдакий имажинизм в прозе. Порой кажется, что Олеша думает иносказаниями. Вот одна из знаменитых цитат из него: "Меня не любят вещи. Мебель норовит подставить мне подножку. Какой-то лакированный угол однажды буквально укусил меня. С одеялом у меня всегда сложные взаимоотношения. Суп, поданный мне, никогда не остывает. Если какая-нибудь дрянь - монета или запонка - падает со стола, то обычно закатывается она под трудно отодвигаемую мебель. Я ползаю по полу и, подымая голову, вижу как буфет смеется". Вот ещё: "Ваше лицо представляет собой упряжку. Щеки стянуты морщинами, – и не морщины это, а вожжи; подбородок ваш – вол, нос – возница, больной проказой, а остальное – поклажа на возу"... На груди у него, под правой ключицей, был шрам. Круглый, несколько топорщащийся, как оттиск монеты на воске. Как будто в этом месте росла ветвь и ее отрубили. Мне кажется. этого достаточно, чтобы сделать вывод: Олеша - гениален. Но написал он мало. Роман "Зависть" о советской интеллигенции: кто-то из неё вписывается в новую действительность - сталинскую, морозно-жёсткую, - кто-то нет. Кто-то составляет реестр злодейств и благодеяний Революции, Олеша пишет пьесу "Список благодеяний" - вроде бы принимая случившееся со страной и с людьми за благо, но скепсис сквозит через этот реестр, нельзя эдак-то сравнивать, говорят новые идеологические установки. Спектакль идёт несколько сезонов в театре Мейерхольда, потом исчезает в нетях. Вместе с Мейерхольдом. Олеша занимается всяческой подёнкой. "Ошибка инженера Кочина" - сценарий к кино про всевидящих чекистов и мягкотелого лопуха-интеллигента. Пьёт. Прогуливая все заработанные деньги. Когда его спрашивают, в каком жанре он более всего любит выступать, он острит, мол, в жанре "сумма прописью". Некогда Юрий Карлович пережил журналистскую суперпопулярность в качестве автора стихотворных фельетонов для газеты "Гудок". Кстати, там же трудился литобработчиком сам Булгаков и знаменитая молодёжь - Ильф и Петров. Второй пик популярности - сказка "Три толстяка", разошедшаяся в спектаклях, граммпластинках, а потом и экранизированная - и в мульфильм, и в полнометражную ленту с самим Баталовым в главной роли. В конце жизни он писал нечто вроде дневника - "Ни дня без строчки". Парафраз латинского НУЛЛЯ ДИЗ СИНЕ ЛИНЭА, изобличающий классическое образование автора. Наверное. с его подачи в этом жанре стали выступать другие. Например, Валентин Катаев, назвавший эту стилистику - "мовизмом", от французского "мовэ" - "плохо". Катаев в прошлом ближайший друг и соратник Юрия Олеши. В своей книжке, безусловно мемуарной, но написанной в в разгильдяйской "мовистской" манере, Катаев выводит своего друга под псевдонимом КЛЮЧИК. В литературной молве Юрий Олеша слывёт самым недооценённым гением советской литературы. Всё же СОВЕТСКОЙ. И, кстати, очень хорошей литературы, если пройтись по ключевым именам, в числе которых Юрий Олеша. Автор: В.П. |
Комментарии читателей: