Концепт-анализ барельефа "битва Красной армии с фашистами" провёл гость портала КузПресс Михайлов
Николай Яковлевич Козленко – патриарх советской художественной школы Белово и Гурьевска. Всю жизнь посвятивший станковой живописи в стиле Соцреализма, настенным панно в стиле советского Арт-деко, снеговые скульптуры в Наивном стиле, монументальной скульптуре в стиле Брутализм-Футуризм. Родился в деревне Гавриловка Гурьевского района. Арт-деко это эклектичный стиль, представляющий собой синтез модернизма и неоклассицизма. Стиль Арт-деко также имеет значительное влияние таких художественных направлений, как кубизм, конструктивизм и футуризм. Отличительные черты — строгая закономерность, смелые геометрические формы, этнические геометрические узоры, богатство цветов. Помимо художества Николай Козленко занимался и военно-патриотической монументальной скульптурой в стиле Брутализм с рельефами в Суровом Наивном стиле – «Naive- Military». Если классифицировать творчество художника по 3 степеням, то получается такой пьедестал по способностям в разных видах изобразительного искусства:1) Настенные панно в стиле советского Арт-деко – Мастер. 2) Новогодние снежные городки в г. Белово, в Наивном стиле - Мастер. 3) Живопись в стиле Соцреализма – Подмастерье. 4) Монументальная скульптура в стиле Брутализм-Футуризм (Футуристический Брутализм) и рельефы в Суровом Наивном стиле «Naive- Military» – Ученик. Наивное искусство (от английского naive art) - стиль творчества самодеятельных, не получивших профессионального образования художников. Исторические корни наивного искусства берут начало в народном художественном творчестве. Ирония судьбы Николая Козленко состоит в том, что в Белово и Гурьевске сохранились его произведения только монументальной скульптуры, той сферы искусства, в которой Николай Козленко выглядит дилетантом. И наоборот, не сохранились фрески в стиле советского Арт-деко, той сферы искусства, в которой Козленко был лучшим мастером Западной Сибири. Над панно Николая Козленко словно висел злой рок: шедевр советского Арт-деко Западной Сибири – интерьерное панно автостанции города Белово – было уничтожено обвалившейся крышей вокзала в 2012 году. Другое панно советского Арт-деко находилось во Дворце Пионеров города Белово. Это панно, прославляющая советскую пионерию, после развала СССР и смены общественного строя - с социалистического на капиталистический - потеряла тематическую актуальность и была закрашена преподавателями. Рецензия на Мемориал гурьянам, павшим на фронтах (08.05.1985 г., автор Козленко Н.Я.). Статуя солдата сделана в стиле Брутализм, смешанного с Футуризмом - «Брутальный Футуризм», с рельефом фриза по постаменту в виде «Дойчемахии» - битвы Красной армии с немецко-фашистской армией - в Суровом Наивном стиле «Naive- Military». Построение и направление фигур фриза «Дойчемахия»: Прогрессивное движение фигур фриза имеет вектор направления с севера на юг, справа налево. 1) В советской традиции монументальных героических фризов избегали изображения побеждённого противника. Главная причина этого состояла в том, что монументы Отечественной войны являются местом поклонения и если бы на фризах изображались вместе с советскими солдатами и гитлеровские солдаты, пусть и в униженных позах, или в виде трупов, это носило бы провокативно-двусмысленный характер, особенно для неокрепших детских душ. Возложение цветов к монументу с таким фризом, вынужденно, выглядело бы почитанием не только победителей, но и побеждённых. Зрелище убиваемых людей - пусть и противника - даже для взрослых было бы неприемлемо. Русские непобедимы в войнах и при этом славятся великодушием над побеждёнными. В этом, также, одна из главных причин того, что в памятниках военным героям в России нет сцен насилия над противником. Изображение побеждённых противников есть языческая анахроническая традиция Древнего Египта, Ассирии и древнегреческих рельефных фризовых «махий», типа Титаномахии- битвы титанов. То, что советская культурологическая комиссия приняла героический фриз со сценами насилия у Николая Козленко, да ещё в Наивном стиле, поэтому, является уникальным и малообъяснимым фактом в СССР. 2) Фриз - рельефное изображение, по классическим архитектурным канонам, должен обрамляться бортиком. Здесь его нет. 3) На фризе изображена баталия пехотного отделения, состоящая из 8 советских солдат и одного «сержанта» в виде бородатого мужика, против одного безоружного немецко-фашистского солдата. Хотя немец один и невооружён, на его счету два раненых или убитых красноармейца, что не соответствует реальному соотношению потерь советских и немецких войск - 13 к 10. Не говоря уже о том, что общее соотношение советских и немецких войск было 3 к 2, а не 9 к 1, как на фризе Николая Козленко. 4) В правом углу фриза, словно направляя отделение солдат в атаку, находится фигура бородатого мужика. Визуально, он словно сидит по татарски, поджав под себя ноги. В мужике легко угадывается автопортрет самого Николая Козленко. Так художник воспользовался своим «служебным положением» автора монумента и обессмертил свой портрет! Мужик с направляющей рукой, словно выступает в роли «сержанта», находясь позади атакующей шеренги. При этом, визуально, он словно наносит кулаком с тупым предметом направляющий удар по пояснице работницы, толкающей тележку со снарядами. 5) Раненый советский солдат, на переднем фронте, падает в сторону врага, и его поза выглядит так, словно он кланяется противнику, что является грубейшей пропагандо--композиционной ошибкой. 6) В спину другого передового советского солдата воткнуты штыки четырёх советских солдат из заднего ряда. Эта грубая ошибка скульптора вызвана тем, что он не учёл условность пространственной перспективы рельефа, поэтому допустил иллюзию, при которой это место выглядит так, словно четыре солдата задней шеренги воткнули свои штыки в спину своего передового сослуживца. При этом, визуально, у этих четырёх солдат только одно туловище. Такая же ошибка силуэта, когда визуально оружие бьёт «по своим» наблюдается у другого скульптора-криптоукра, потомка казака (украинца - по версии Украины) новокузнецкого скульптора - Вадима Гусева - автора укронацистского по идее памятника несуществовавшей казачей акваинтервенции в Притомье в 1618г. памятник «Первопроходцам земли Кузнецкой». 7) Этот советский солдат – безоружен, как и немецкий солдат, которому он в рывке перекрывает кислород. На лице немца изображена агония: он даже не пытается сопротивляться. Руки советского солдата мощнее и длиннее его собственных ног. Эта грубая ошибка даже для ученика кружка ИЗО, тем более - для взрослого художника, получившего образование в Одесском художественном училище. 8) Под этим советским солдатом, словно бьёт челом перед противником, раненый солдат Красной армии. На месте головы у него мяч. Эта визуальная иллюзия из-за того, что скульптор не придал этому шару элементы шлема и головы. 9) Но на этом невезение кланяющегося врагу советского солдата не заканчивается: в зад ему словно поддаёт коленом советский солдат задней шеренги. 10) На перпендикулярном северном торце фриза изображён мальчик - за токарным станком, и женщина - со снопом пшеницы. Что, визуально, делает хлопец левой рукой, невозможно комментировать по этическим соображениям! 11) В центре героического фриза находится пара из раненого солдата и, поддерживающей его, санитарки. Композиция решена анатомически неудачно – в месте соприкосновения сочленений рук и ног пары: видится, что рука солдата переходит в сапог санитарки, или нога санитарки переходит в руку бойца. Но что самое худшее - общий скелет этого соприкосновения рук и ног пары выглядит как свастика. Замаскированная свастика в центре героического фриза, прославляющего подвиг советского народа, в 1985г. - в СССР - означало уголовное дело за пропаганду символики нацизма, но в кузбасской глухомани никто этого не заметил. В идеологическом плане памятник Николая Козленко выглядит как непреднамеренное и неосознанное глумление над подвигом советского народа. И можно не сомневаться, что сделай такой героический фриз художник Козленко в СССР - до 1953 года - ему, как минимум, было не миновать Колымских лагерей - по статье 58-10 - за антисоветскую пропаганду (под видом советской пропаганды!). ... Самого Николая Яковлевича Козленко я люблю и уважаю, как художника и человека! Поэтому, моя культурологическая оптика - объективна и не искажается негативным отношением к нему лично. И эта рецензия на творчество уважаемого патриарха культуры Среднего Кузбасса – Николая Яковлевича Козленко, предназначена только для узкого круга культурологических специалистов, и не умаляет его выдающийся творческий исторический вклад в монументально-патриотическую скульптуру Белово, Гурьевска и Кемеровской области. Автор: Михайлов |
Комментарии читателей: