В Новокузнецке открылся Всероссийский симпозиум по горячей эмали, на который съехались художники из Санкт-Петербурга,Томска, Омска, Иркутска, Стерлитамака, Екатеринбурга.
Утро понедельника. В Сибирском центре горячей эмали кипит работа. Симпозиум только начался, и за неделю с небольшим надо успеть сделать несколько работ в технике горячей эмали, провести и посетить мастер-классы, пообщаться с коллегами, познакомиться с Новокузнецком.
Анастасия Ижганайтене приехала из Иркутска, она впервые участвует в симпозиуме, а занимается эмалью уже около десяти лет.
— Сообщество художников довольно обширное, всё равно все пересекаются на выставках, и даже если ты с человеком не знаком, бывает каталог выставки, а сейчас и соцсети активно используются, — рассказывает Анастасия. — Меня пригласили на симпозиум, и я решила не отказываться. В прошлом году сюда приезжали мои коллеги из Иркутска: я работаю в Иркутском национальном исследовательском политехническом университете, на кафедре монументально-декоративной живописи, мы технику горячей эмали изучаем и преподаем. И конечно, творчески в ней работаем. А симпозиумы важны тем, что ты можешь поделиться опытом и сам получить опыт от других художников. Это очень важно, когда смотришь, что могут делать люди в твоей профессии, — не вариться в собственном соку, а посмотреть, что умеют другие. Важно общение и в первую очередь — творчество.
Готовые работы будут позже: все участники получили творческое задание на индустриальную тему. Результатом будет воплощенное в технике горячей эмали размышление на тему индустрии в современном мире, влияния и взаимодействия человека и природы.
— В эмали вся красота — это эксперимент, — говорит координатор проекта, ответственный секретарь Новокузнецкого отделения Союза художников России Екатерина Чепис. — Даже могут быть ошибки, но они дают новое направление, новый виток, новое видение художнику. При том, что сама эмаль имеет большую историю, и попытки работать с ней были у египтян, у шумеров, у кельтов, теории не так много.
И как такового фундаментального обучения работе с горячей эмалью в России нет, Нет институтов, но есть факультеты. Например, факультативные занятия в академии имени Штиглица в Санкт-Петербурге на кафедре обработки металлов, там они работают с эмалью. В Екатеринбурге есть студия эмали. А симпозиум дает возможность роста: художники приезжают и на практике постигают техники.
Елена Литвиненко приехала на симпозиум из Башкирии, из Стерлитамака. Она впервые на этом форуме и в Новокузнецке — тоже. А приехала, потому что давно слышала о Сибирском центре горячей эмали и заочно знакома с председателем Новокузнецкого отделения Союза художников России Александром Сусловым (вместе с Екатериной Чепис он и познакомил город с этой интересной техникой). Преподаватель в художественной школе, художник-график, Елена несколько лет назад "заболела" горячей эмалью. Потом этой "болезнью" заразилась сестра-близнец Ольга — тоже график и мастер декоративно-прикладного искусства. В симпозиуме они участвуют вместе. Интересуюсь у Елены Викторовны, что самое сложное в работе с эмалью.
— Сложно оторваться! — отвечает она. — Потому что это настолько увлекает — вы даже представить не можете. Когда, например, ты всю неделю работаешь в школе, а в выходные просто не хочется уходить из мастерской. Ты не замечаешь, насколько быстро время бежит.
В работе с горячей эмалью есть много всяких нюансов. Мы только соавторы огня, от нас мало что зависит. Мы можем чуть-чуть подправить, но основное происходит там, в печи. Такое таинство всегда завораживает, ты не знаешь, что получится в итоге. Горячая эмаль интересна еще и тем, что если что-то не получилось — пережег или еще что-то сделал, ты можешь оставить, отложить, а через какое-то время вернуться, взглянуть уже другими глазами, что-то изменить, убрать слой и начать заново. Бесконечный процесс! Самое главное — вовремя остановиться. А ваш город нас поразил своей архитектурой. И люди здесь хорошие. Мы вчера погуляли, общались, понравилось в парке, в Саду металлургов. Очень интересно, как народ отдыхает. У вас тепло, дружелюбно. Поражают ваши проекты, которые Александр Васильевич создает при поддержке города. У вас есть такой прекрасный вдохновитель и сподвижник! У нас в Стерлитамаке, к сожалению, такого Александра Васильевича нет.
Когда симпозиум завершится, одна из работ, созданная каждым художником, останется в Новокузнецке. Эти работы можно будет увидеть в ноябре на Всероссийской художественной выставке "Территория", которая пройдет при поддержке президентского фонда культурных инициатив. В свою очередь симпозиум проводится на грант министерства культуры Кузбасса: два проекта связаны между собой. И даже когда симпозиум завершится, желающие постичь науку создания шедевров в технике горячей эмали смогут принять участие в мастер-классах.
— Мы начали проводить маленькие мастер-классы, чтобы дать возможность людям просто попробовать, познакомиться с этой техникой, — рассказала Екатерина Чепис. — Были такие, кто ходил на все мастер-классы несколько месяцев, они попросили создать какой-то клуб или студию, чтобы постоянно заниматься и делать что-то свое. Мы эту студию создали, в августе будет новый набор. Туда приходят разные люди, которые, может быть, и рисовать-то не умеют. Проект рассчитан на несколько месяцев, мастер-классы будут в августе, сентябре, октябре. |
Комментарии читателей: