Обсудить литературное произведение предлагает гость портала КузПресс Седьмой спутник.
"Повесть про школу. Чему и зачем учим. Кого получаем на выходе – гражданина или «грамотного потребителя». На фик бы мне «облокотилась», как выразился один из персонажей повествования, эта проблема, я её для себя давно решил, но она есть и требуется включение режима самосохранения нации. А как этот режим возможно включить в школе? Понятно, что прежде всего через изучение родной литературы и отечественной истории. Но сегодня школа всего лишь предлагает «образовательные услуги», про воспитание гражданина речь не идёт. Вернее, идёт, но отчасти – школьников учат вести себя прилично, фигурально говоря, не плевать на пол и делать карьеру на «Большой земле», остальное не важно. Повесть о конфликтной жизни молодого учителя-идеалиста и школьном укладе, верном программам, спускаемым сверху. С самого верху, куда из провинции никаким взглядом не достать. Спасает всех, в том числе и школу, что в дальнем от столиц и больших городов таёжном посёлке на большой реке живут, как жили всегда. Сто лет назад и, может быть, двести. С поправками на технический прогресс: о моторных лодках тут не ведали и бананы сюда не привозили с «материка». Жили тем, что добудут: рыбой в реке, зверем в лесу, полем ржицы и ячменя, огородом-«капустником». И школа была церковно-приходской о три класса. И то не везде. Староверы, впрочем, посейчас обходятся минимумом «мирского» образования, зато крепко знают, как жить-выживать. И в моральных устоях крепки. Да и в грамоте, дай Бог каждому. В сохранении и культивировании устоев должна содержаться основная «образовательная услуга». Остальное – прикладное к жизни. «Мерчензайдингу» и «франчайзингу», что бы это ни означало, нетрудно научиться. А вот чувство Отечества иррационально и непостижимо. Как оно возникает в человеке – одному Господу известно. У молодого учителя оно есть. И потому он быстро перестаёт быть чужим в таёжном посёлке. Включается во все жизненные циклы. В умения – он обязан уметь всё, что уже умеют его ученики: от рубки дров до воспитания собаки. Он – часть системы поселковой взаимопомощи. Вот надо приплавить плашкоут, оставленный поодаль пароходом – лёд помешал подвести его к берегу, зачалили посудину у каменистой шиверы. Не важно, умеешь или не умеешь, мужики на охоте, а ты ведь мужик, хоть и учитель, справишься. Учитель учит и сам учится. Тутошнюю шкалу ценностей наглядно преподают учителю на примере, вы будете смеяться, чеховской «Каштанки». По местным понятиям, собачья верность - это мало. Пёс должен работать. У клоуна на манеже Каштанка работала и получала заслуженный кусок. Эдак правильно. Жить на Енисее трудно. И опасно временами. Даже бывалые люди попадают в ситуации, когда до смерти один «бульк». Тут одно работает – сам погибай, а соседа выручай. Как говорил один «не наш» литературный герой, «человек один не может ни черта», так это универсальное правило. Для русских – в особенности. Ну, вот, собственно, всё о содержательной части повести. Написана она, как всё у Тарковского, красиво и с изысками: одна глава от первого лица, другая от лица повествователя. Случается, что сам Тарковский в то повествование вклинивается и, словно «дэус экс махина», комментирует поступки и мысли героя. А почему «Полёт совы»? Полярная сова при перелёте запутывается в сетке. В тенётах. Человек выручает её и отправляет в небо, там её Родина"… Автор: В.П. |
Комментарии читателей: