100 лет будет 1 января 2019 г.
А может, уже было январём раньше – в биографиях писателя даты разнятся, есть и 1918 год. У Гранина много странного в биографиях, По одной версии он начал войну рядовым в ополчении. По другой – старшим политруком-комиссаром со «шпалой» в петличке. Это значит капитаном. Нормально для члена ВКПб и комсомольского вожака в танковом цехе знаменитого Кировского завода. Гранину принадлежит выражение об одной винтовке на двоих и спервоначалу не знаешь, верить этому или нет, а потом веришь, ведь всё же комиссарствовал он в ремонтном батальоне, восстанавливал танки, а нужны ли ремонтникам винтовки – они ж, когда фашисты подступят, могут зарядить танковую пушку да и бабахнуть… Ладно, всё равно фронтовик. Закончил войну командиром танковой роты. Награждён и заслуживает всяческого уважения, ну, а всяческие мистификации по службе отнесём на писательские допущения и фантазии. Оно приврать малость для красоты иногда бывает только на пользу генеральной правде. Писатель Гранин очень хорош. Не во всём, конечно. Когда он писал «идеологически выверенные» вещи типа «Спор через океан», это вообще мало литература, это голимая пропаганда. И «Собственное мнение», где неосторожно и несвоевременно был осуществлён наезд на «линию партии», тоже не очень литература. И романчик «После свадьбы», написанный как бы во извинение, тоже, положа руку на сердце, – говно. Лично я основательно читал-перечитывал практически только два его романа – «Искатели» и «Иду на грозу», предыдущее, последующее и проходное вполглаза, в частности, публицистику вообще по диагонали – шибко она оказалась похожей на реконструкции Советской власти в духе новолиберальных интерпретаций нашей новейшей истории и вызвала политическую (уже не эстетическую) оскомину. Наверное, Гранин-человек хотел понравиться Кремлю, он всегда был лояльным человеком и весьма преуспевал в этом. Дальше мой афоризм: талант, который потрафляет «генеральной линии», это талант в кубе. «Искатели» об учёных физиках-электротехниках. Главный персонаж изобретает некий локатор, умеющий обнаруживать неисправности в кабельных сетях. Ну, претерпевает, конечно, козни ретроградов, но в итоге побеждает. Молодец. И персонаж, и Гранин. Роман тут же экранизируют, а автора зачисляют в советские классики. И что на это сказать? Заслуженно! А вот антагонисту Гранина, автору почти что такого же производственно-изобретательского романа «Не хлебом единым» Владимиру Дудинцеву (роман появился на пару лет позже, в 1956 году) не повезло. Роман, задуманный как изобличение сталинских порядков, получился слишком мрачным и Дудинцева высекли в назидание другим «клеветникам на социализм». Следующий роман Гранина, остановивший моё, да не только моё, внимание появляется в 1963 году. Это «Иду на грозу». Антураж в духе «молодой прозы» 1960-х: все остроумные, жить значит шутить, в узких брючках, воротнички рубах по моде подняты, любят джаз и вообще физики. И девушки там неописуемо красивые. Особенно одна – такая красивая, что к ней боятся подступиться и она страдает, оттого что никто не отважится, образно выражаясь, помять ей юбку. Там действительно про грозы, этакая силища полыхает безумно и бездумно, вот бы обуздать и поставить на службу всему прогрессивному человечеству. Тоже экранизирован с прекрасными актёрами во главе – Белявским и Лановым. Интересно провести параллель с другой великолепной вещью – романом американца Митчелла Уилсона «Живи с молнией». Тоже о физиках, только о ядерщиках, и это роман как бы мостик к советским физикам, дескать, ты и я, мы одной крови. Очень советую интересующимся прочитать и то, и другое произведение. Но, конечно. «Иду на грозу», ярче и ближе, это не только о физиках, это обо всех нас. Даниил Гранин прожил почти сто лет, это жутко, катастрофически много. Жизнь его причудлива и извивиста, текла меандрами, как степная речка, то вперёд, то назад, то почти что на одном месте. По прямой быстрее, но надо ль насиловать себя? На этот вопрос Гранин как человек и литератор однозначно ответил: нет. Надо ли его осуждать?Ответьте сами на это. А лучше не отвечайте – просто перечитайте отличную прозу Гранина. Я имею в виду, конечно, «Иду на грозу», один из лучших русских романов 20 века. Автор: В.П. |
Комментарии читателей: