Согласно техрегламенту Таможенного союза, в течение года — до 15 февраля 2025-го — в России необходимо заменить все лифты, у которых истёк 25-летний срок эксплуатации.
Согласно техрегламенту Таможенного союза, в течение года — до 15 февраля 2025-го — в России необходимо заменить все лифты, у которых истёк 25-летний срок эксплуатации. А потом все старые лифты должны быть выведены из строя. Тревожная информация стала поводом для обсуждения на разных уровнях — в Госдуме, в Минстрое, в экспертных сообществах. Например, как сообщил ТАСС, в ходе заседания общественного совета при Министерстве строительства и ЖКХ РФ заявили, что в России подлежат замене более 78 тысяч лифтов в жилых домах — при том что всего в стране эксплуатируются 545 тысяч лифтов, если верить заместителю главы Минстроя Алексею Ересько. И, согласно действующей программе, уже в будущем году значительную часть из них надо либо заменить, либо вывести из эксплуатации. "Однако завершить обновление оборудования к этому сроку не удастся, поэтому Минстрой предлагает продлить программу до 2027го или 2030 года, — сообщают "Известия". — Эксперты отмечают, что сдвиг сроков сам по себе не поможет — это скорее время на то, чтобы найти новые механизмы, которые помогут ускорить процесс замены подъемников". "К 2025 году лифты мы не заменим, — подтвердил глава общественного совета при Минстрое Сергей Степашин. — Это очевидно, и надо прямо и честно сказать нашему правительству. Программу надо сдвигать, как говорит наш президент, вправо, но не безгранично, что называется". И Алексей Ересько подтвердил, что ослабление нормативов уже предложено министерством, и документ находится на рассмотрении в аппарате правительства: чиновники предлагают отложить срок до 2030 года, если это будет вообще возможно. Или хотя бы до 2027 года. Ситуация, мягко говоря, неоднозначная. Лифт — оборудование сложное, и шутки с ним плохи, а игнорирование проблем опасно. В последние месяцы в СМИ не раз появлялась информация об авариях в лифтах в процессе эксплуатации. Больше того — лифты ломались в то время, когда в них были люди, и поломки были серьезные, угрожающие безопасности пассажиров. И вроде бы упрекнуть министерство в беспечности не повернется язык — не совсем же идиоты там сидят, чтобы рисковать жизнью и здоровьем соотечественников! Но и попытка продлить действие нежизнеспособных механизмов слегка шокирует. Неужели будем полагаться на авось. Ведь, по словам заместителя министра, ежегодно в России устаревают 10 тысяч лифтов. В среднем в год происходит замена примерно 15 тысяч, а в 2023-м поменяли более 16 тысяч подъемников.В пресс-службе ППК "Фонд развития территорий" сообщили, что сейчас устаревшие лифты в регионах меняют преимущественно в рамках региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов граждан: в отдельных субъектах финансирование на решение этой задачи выделяется из средств региональных бюджетов, при этом не все лифты включены в программы капитального ремонта: 545 тысяч из 578-ми. Порядка 57 тысяч лифтов уже находятся за порогом предельного срока эксплуатации. Если взглянуть на краткосрочный план капитального ремонта в Новокузнецкие на 2023 — 2025 годы (по версии от 7 августа 2023 года), то в течение трех лет в городе запланировано отремонтировать, заменить или модернизировать 80 лифтов (включая ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений). Самое большое количество пришлось на 2023 год — 49 единиц. В 2024м — 10, в 2025-м — 21 единица (но надо понимать, что планы актуализируются регулярно, и в этом году, вероятно, эти цифры будут скорректированы). При этом сумма вложений на работы по одному лифту составляет чуть больше двух миллионов рублей. И в одной многоэтажке может быть запланировано за год отремонтировать два лифта, хотя в доме 7 — 8 подъездов. С одной стороны, возможно, и лифты вводились в эксплуатацию не одновременно, и какой-то требует замены раньше другого, а с другой — слишком это дорогое удовольствие для дома: менять сразу все подъемники в рамках программы капремонта. У Минстроя подсчеты ещё весомее: в среднем один лифт стоит 3,3 миллиона рублей, а это очень большая сумма для сборов. Выходит, нужны дополнительные способы найти такие деньги. Причем быстро. "Сергей Степашин сообщил, что сейчас министерство и общественный совет готовят свои предложения по модернизации лифтового хозяйства, — отмечают "Известия". — Ересько среди мер, которые помогут ускорить работу по замене оборудования, назвал установку лифтов в рассрочку от крупных производителей (такую программу предлагает, например, госкомпания "ДОМ.РФ" и Щербинский завод, который ей принадлежит), софинансирование со стороны регионов, повышение ответственности собственников, которые пользуются специальными счетами для сбора денег на капремонт". Но на программы капремонта особенно надеяться все же не стоит. Заместитель председателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева отметила в своем телеграм-канале, что краткосрочные трехлетние программы капитального ремонта предполагают замену только 22-х тысяч лифтов по всей стране — это даже меньше половины от необходимого объема, но к 2025 году более 100 тысяч лифтов исчерпают свой срок годности. "Это почти 1/6 часть от всех действующих лифтов. При этом в краткосрочные программы капремонта не включено почти 40 тысяч лифтов. Это огромная проблема, которую предстоит решать в ближайшее время". А коллега Разворотневой по НП "ЖКХ Контроль", исполнительный директор партнерства Сергей Сохранов указывает, что даже с нынешней высокой динамикой замены лифтов потребуется ещё более 15 лет, чтобы наверстать отставание в программе. Гендиректор ассоциации "Российское лифтовое объединение" Петр Харламов считает, что на замену 100 тысяч лифтов по всей стране требуется более 300 миллиардов рублей. "Возможностей российских производителей достаточно, чтобы закрыть эту потребность, в том числе для обеспечения новостроек, — сказал он "Известиям". — Однако главная проблема — финансирование замены лифтов в рамках программ капремонта, особенно в тех домах, где средства собирают на спецсчетах и собственники не успели накопить деньги". И такие спецсчета, на которые собственники собирают средства на капремонт, по данным Разворотневой, у 15% многоквартирных домов по всей стране. Директор направления "Городское хозяйство" Института экономики города Ирина Генцлер уверена, что многоквартирные дома, которые собирают деньги на капремонт в "общий котел", могут рассчитывать на более быстрое решение проблемы с лифтами: денег у региональных операторов сконцентрировано много, есть возможность получения бюджетной поддержки, есть различные механизмы для финансового обеспечения этих затратных работ. А вот в отношении домов со спецсчетами за 10 лет никаких механизмов не создано. По словам Сергея Сохранова, эксперты подсчитали, что если взнос на капитальный ремонт в многоквартирном доме меньше, чем 12 рублей за квадратный метр, лифт поменять невозможно. А кроме лифтов, в доме есть и другие работы. "При этом в большинстве субъектов РФ взнос, к сожалению, до сих пор меньше, чем 12 рублей: и 8, и 9 рублей. В Санкт-Петербурге — 12 рублей, но начинали они со взносов по 2 рубля с квадратного метра — и были не в состоянии сформировать необходимый объем денежных средств", — отмечает Сохранов. Он думает, что даже многоквартирным домам со спецсчетами было бы под силу поменять лифты, если бы собственники значительно увеличили взнос хотя бы на некоторое время. Но это для собственников непросто. Можно бесконечно смотреть, как течет вода, как горит огонь и как чиновники всех мастей пытаются пошарить в карманах у граждан: может, там завалялось денег на ремонт лифта? При этом все давно забыли, что когда-то государство брало на себя обязательство выполнить капитальный ремонт домов перед приватизацией, а потом благополучно сбросила это "ярмо". А если бы дома вовремя капитально отремонтировали за государственный счет, то, глядишь, и на замену лифтов сейчас денег в "кубышке" было бы побольше? Ведь подвал сухой, фундамент целый, а крыше достаточно текущего ремонта. Но теперь приходится латать дыры везде. И, как понимают чиновники, без участия государства программу по замене лифтов завершить невозможно. При этом, как заметила Светлана Развортнева, предложения включить затраты на обновление лифтов в федеральный бюджет 2024 — 2026 годов поддержаны не были. Словом, сейчас остается выиграть пару лет, чтобы найти денег на ремонт или замену лифта в государственном масштабе. В противном случае часть подъемных механизмов просто станет, а жильцам придется подниматься на верхние этажи пешком. Что это такое, думаю, никому объяснять не надо. И особенно тревожно за пожилых, больных, инвалидов… |
Комментарии читателей: