В Новокузнецке к февралю 2025 года надо либо заменить, либо вывести из эксплуатации 75 тысяч лифтов.
Не прошло и года с тех пор, как эксперты предупреждали: истекает срок использования тысяч лифтов в российских многоэтажках! Но беда в том, что в рамках капремонта это сделать невозможно: замена и ремонт подъёмных механизмов в многоквартирных домах — один из самых дорогостоящих видов ремонта. Весной Госдума проголосовала за обращение к правительству с призывом найти инструмент для решения проблемы. И "инструмент" сам собой нашёлся: предложено… нет, не выделить денег на замену опасных механизмов, чтобы люди не бегали пешком на 9-й этаж, а увеличить срок эксплуатации лифтов на 5 лет! Но пока окончательное решение по этому вопросу не принято, а продолжается процесс обсуждения. Потому что для этого нужно поменять техрегламент.В июле, как сообщает издание "Лифт-Пресс.Ру", проблема вовсю обсуждалась на очередном заседании рабочей группы по внесению изменений в технический регламент Таможенного союза "Безопасность лифтов" (ТР ТС 011/2011). Проектом решения предлагалось продлить на 5 лет установленный предельный срок эксплуатации лифтов, введенных в эксплуатацию до вступления в силу технического регламента и отработавших назначенный срок службы. Тогда Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь не поддержало предлагаемые изменения: "Решением Совета ЕЭК срок приведения лифтов в соответствие требованиям ТР ТС 011/2011 уже продлевался на 5 лет". Самое интересное, что, по информации того же издания, в самой Республике Беларусь практически нет лифтов, эксплуатируемых сверх нормативных сроков! Зато идёт планомерная работа по замене в многоквартирных жилых домах отработавших свой срок лифтов. Это единственное государство, которое смогло привести состояние лифтового хозяйства в соответствие с техническим регламентом из всех стран Таможенного союза (в него входят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия). Вероятно, они немало сделали для того, чтобы этого добиться? И потому им вводить изменения совершенно не нужно. Чего не скажешь о российской ситуации. "Пока можно говорить не о "приведении лифтов в соответствие требованиям технического регламента", а о " приведении норм технического регламента в соответствие требованиям реальности российской стороны", — довольно смело высказалась редакция "Лифт-Пресс.Ру". Собственно, так оно и выглядит: мы не можем поменять лифты, поэтому давайте поменяем правила! При этом, как говорят эксперты, количество лифтов, которое требуется заменить на новые, скоро будет расти с большей скоростью. По словам генерального директора Ассоциации "Российское лифтовое объединение" (РЛО), ответственного секретаря Комиссии по лифтовому хозяйству Общественного совета при Минстрое Петра Харламова, сейчас уже отработали назначенный срок службы более 75 тысяч лифтов, хотя часть лифтов по разным причинам ещё не подсчитана, и реальное количество — ещё больше! "Ежегодно срок службы выходит еще у 10 тысяч лифтов, — уточняет Харламов. — А через два-три года этот прирост удвоится — каждый год будет выходить из строя по 20 тысяч подъемников. Это связано с тем, что после спада 1990-х в "нулевых" активизировалось строительство. И подойдет финал срока службы (25 лет) в новостройках тех лет".В январе — августе 2024 года, по данным Росстата, в России было произведено 17,4 тысячи лифтов, что составляет 99,7% к аналогичному периоду 2023 года. За прошлый год в России удалось поменять около 19 тысяч лифтов, что вдвое больше, чем в 2022-м. И за 8 месяцев 2024 года уже проведены аукционы на замену более 11 тысяч лифтов, так что, возможно, по итогам года уровень показателей будет если не больше, то такой же, как прошлогодний. И всё равно, заменить 75 тысяч лифтов к февралю 2025 года, как это предписано техрегламентом Таможенного союза, шансов нет. По словам заместителя председателя Комитета по строительству и ЖКХ Государственной думы РФ Сергея Колунова, стоимость замены лифта варьируется от 3,5 до 6 миллионов рублей. Как правило, такие деньги жильцы должны копить на счете у фонда капремонта очень долго — даже при 100-процентной платежной дисциплине. А уж если взносы собираются на спецсчет, то жителям таких домов вообще не позавидуешь. Как говорит Пётр Харламов, сейчас и власти, и сами лифтовики ищут финансовые механизмы, которые могли бы ускорить обновление лифтов. Например, разработана и успешно реализуется в регионах программа ускоренной замены лифтов через рассрочку платежа на 5-7 лет — в первую очередь, это выход для домов со спецсчетами. А второе направление — выпуск и размещение облигаций для привлечения внебюджетных средств на замену лифтов. Депутат Госдумы Светлана Разворотнева говорит, что профильные министерства — Минстрой, Минфин, Минпромторг — давно уже обсуждают "дорожную карту", направленную на решение проблемы ускоренной замены лифтов (премьер-министр Михаил Мишустин поручил профильным министерствам и Ростехнадзору до 10 октября 2024 года обеспечить утверждение "дорожной карты" по развитию производства лифтов в России правительством), и пока наиболее реалистичное предложение — замена лифтов на средства инфраструктурных кредитов. Сейчас также разработана схема на основе опыта Свердловской области, говорит Разворотнева: это та же рассрочка, но с частичным софинансированием со стороны региона. Но, вероятно, не всякий регион может позволить себе такие варианты, поскольку большая часть субъектов и без того имеет дефицитный бюджет. Предсказывая, какие регионы отключение лифтов затронет в первую очередь, Светлана Разворотнева сказала: "Это традиционно Северный Кавказ, Ульяновская область, Саратовская область, Тульская и ряд других. Вообще, как правило, чем беднее регион, тем сложнее там ситуация". Как в воду глядела: на днях Северо-Кавказское управление Ростехнадзора приостановило эксплуатацию 16 лифтов в двух многоквартирных домах Краснодара. В ходе внеплановой проверки Ростехнадзора были выявлены нарушения того самого ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", создающие непосредственную угрозу жизни и здоровью людей. Конкретнее: не обеспечена двусторонняя переговорная связь между кабинами лифтов и местом нахождения квалифицированного персонала; не проводятся ежегодные технические освидетельствования и техобслуживание; отсутствуют паспорта, руководства по эксплуатации, устанавливающие объем и периодичность технического обслуживания лифтов. Материалы переданы в суд. Этот факт и то, что власти не на шутку засуетились, говорит о действительно серьезном, даже критическом положении. Но, вместо того чтобы изыскивать средства на замену изношенных лифтов (речь ведь идет о безопасности людей!), у нас снова пытаются "замести мусор под ковёр", продлив срок эксплуатации технически сложного оборудования. Как будто оно от этого станет новее… Согласно краткосрочному плану реализации региональной программы капитального ремонта в Кемеровской области, в 2023—2025 годах должны заменить или отремонтировать 198 лифтов. И больше всего — в Новокузнецке. В плане на три года — 110 лифтов только в нашем городе: 49 — в 2023 году, 40 — в 2024-м, остальные — в 2025-м. |
Комментарии читателей: