В Кузбассе планируют развитие автотуризма на ближайшие 10 лет.
В то время как депутаты Новокузнецкого горсовета утверждают туристический налог для приезжающих в наш город гостей, региональные власти планируют развитие автотуризма в Кузбассе на ближайшие 10 лет На днях правительство Кузбасса утвердило региональную программу «Развитие автомобильного туризма в Кемеровской области-Кузбассе на период до 2035 года». В 37-страничном документе рассказывается, какие перспективы для путешествий по Кузбассу на колесах видят наши власти, чтобы создать «условия для комплексного развития автомобильного туризма на территории региона», обеспечить «комфортные и безопасные условия для путешествий по автомобильным дорогам» и сформировать внутренний конкурентоспособный туристский продукт». Все-таки, как сказано в программе, «туризм — это мощный катализатор для социально-экономического развития Кемеровской области — Кузбасса». В том числе автотуризм. «По данным общества с ограниченной ответственностью «Новые городские проекты», разрабатывающего Федеральную туристическую межрегиональную схему территориально-пространственного планирования макротерритории «Большой Алтай», доля автотуризма на территории Кемеровской области — Кузбасса составляет 5%, — говорится в документе. — Здесь учитываются путешествия на автодомах без использования гостиничного сектора. Однако автомобильный туризм на территории региона имеет более широкое значение, ведь более 70% всех туристов в Кузбассе являются локальными. То есть это жители региона и соседних областей, а значит, основным средством перемещения для них является автомобиль». Честно говоря, ни у кого из моих знакомых нет автодомов, да и в городе их встречать не приходилось. Но, возможно, владельцы таких передвижных домиков колесят по другим дорогам. А знакомые, путешествующие на машине, либо не ездят на далекие расстояния, либо останавливаются в отелях, частных квартирах или просто ставят палатку. Но для полноценного автотуризма, от которого можно получать удовольствие, нужно главное — дороги! По данным, которые приводятся в программе, в 2023 году протяженность сети автомобильных дорог общего пользования, проходящих по территории Кузбасса, составила 21098,8 км, из которых 459,7 км — это автомобильные дороги федерального значения, 5516,1 км — регионального или межмуниципального значения, 15123 км — местного значения. Доля автодорог федерального значения, отвечающих нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационным показателям, составляет 79,22% от общей протяженности дорожной сети федерального значения, проходящей по территории области. Из общей протяженности дорожной сети регионального или межмуниципального значения доля автодорог регионального значения, отвечающих нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационным показателям, — 55,76%. А дороги местного значения в нормативном состоянии — 76,8% от всей протяженности дорожной сети этой категории. «Вместе с тем обеспеченность автомобильных дорог Кемеровской области — Кузбасса общего пользования федерального и регионального значения объектами дорожного сервиса в настоящее время не в полной мере соответствует потребностям пользователей автомобильных дорог, — отмечается в программе. — Отсутствуют автодорожные маршруты, позволяющие проехать территорию региона с севера на юг по автомобильным дорогам, имеющим 4 полосы движения на всем протяжении и барьерные дорожные ограждения для разделения транспортных потоков встречных направлений. Доля протяженности автомобильных дорог, имеющих 4 полосы движения и более, составляет 3,59%. Только 6,6% от общей протяженности рассматриваемой сети автомобильных дорог имеет I и II технические категории и большая часть — 93,36% дорожной сети относятся к III, IV и V техническим категориям. (Тут уточним, что двухполосную федеральную трассу «Сибирь» относят к I/II категории, региональную «Кемерово — Новокузнецк» в четыре полосы — к I категории, а двухполосные региональные «Алтай — Кузбасс» и «Новокузнецк — Бийск» — к III технической категории. — Авт.) На опорной сети автомобильных дорог для автотуризма расположены 43 МФЗ (многофункциональные зоны). Но они не в полной мере соответствуют необходимым критериям».
Что интересно, на туристическом маршруте «Шерегеш» (лыжники сюда часто приезжают на автомобилях и автобусах) значительная часть дорог — в нормативном состоянии на 78 — 100 процентов. Только процент норматива на дороге из Таштагола в Шерегещ — 38,4 (и в ближайшие четыре года здесь ремонт не планируется), а на шестикилометровом участке от Шерегеша до горы Зеленой в нормативном состоянии 0% дороги.
Анализируя факторы, сдерживающие развитие автомобильного туризма в направлении Шерегеша, авторы программы считают, что причина в неравномерном расположении объектов придорожного сервиса на туристическом маршруте «город Кемерово — город Новокузнецк — СТК «Шерегеш». И что необходимо строительство автомобильной дороги «Хакасия — Шерегеш — Горный Алтай» — для развития межрегиональных туристических маршрутов: «Сегодня пгт Шерегеш, по сути, тупиковая ветка, что мешает интенсивному развитию автопутешествий. На данный момент автотранспортное сообщение между городом Абаканом и городом Бийском осуществляется по маршруту «Абакан — Ачинск — Мариинск — Кемерово — Новокузнецк — Бийск» протяженностью 1200 км. Время в пути составляет 15 часов. Благодаря строительству новой автомобильной дороги, проходящей по югу Кузбасса, Хакасии и Алтайского края, расстояние сократится до 660 км, время в пути сократится до 8 часов». Вот только о строительстве этой трассы говорится не один десяток лет, но дальше планов дело не идёт… Определенные проблемы существуют и для конкретных путешественников. Например, развитие автобусных туров на территории и в соседние регионы сдерживает плохое качество дорог к особо удаленным туристским объектам, заторы в пути на межрегиональных маршрутах, высокие цены на топливо, опасное вождение участников движения, устаревший парк автобусов и недостаточное количество автозаправочных станций и инфраструктурных объектов по пути следования автотуристов. Впрочем, это трудности, характерные для всех регионов России. Для автодомов и автоприцепов нет необходимой инфраструктуры: недостаточно развита система стоянок, нет организаций, которые занимались бы арендой автодомов, и сервисных центров по обслуживанию такого транспорта. Так что в Кузбассе туристские поездки на автодомах занимают всего 5% от общего потока туристов (по данным ООО «Прогород»). При том что в регионе создано несколько туристских снегоходных маршрутов и 550 км снегоходных трасс, и здесь есть свои проблемы.Например, лесное законодательство не позволяет использовать земли лесного фонда для организации трасс для снегоходов и квадроциклов: этот вопрос не отражен в законодательстве. А при организации длительного снегоходного маршрута вдоль снегоходной трассы необходимо создать места для отдыха, для заправки и другие объекты туристской инфраструктуры. И в целом в Кузбассе существует довольно много проблем, сдерживающих развитие автотуризма. Однако в регионе, как утверждают авторы программы, сложились благоприятные условия для их преодоления. В области «более 1577 объектов культурного наследия, к которым относятся памятники архитектуры, археологии, истории и культуры», есть обширные рекреационные зоны, природные и национальные парки, реки и озера. Наличествует развитая система автомобильных дорог, обеспечивающих автотранспортную доступность Кузбасса из соседних регионов Сибирского федерального округа (о дороге в Хакасию тут же забыли), а крупные событийные мероприятия привлекают большое количество туристов не только из соседних регионов, но и России в целом, а также зарубежных стран. Наконец, есть высокий спрос на туристские поездки на автотранспорте населения, рост уровня автомобилизации жителей Кузбасса, а ограничения на поездки в страны Европы только способствуют «переключению большей части россиян на внутренний туризм». В 2025 году автотуристский поток в Кузбассе прогнозируется на уровне 1076 турпоездок (показатель рассчитан экспертной оценкой), а к 2035 году — на уровне 2392 турпоездок. Что ж, поживём — увидим… |
Комментарии читателей: